Дед Алексея Новикова был участником легендарного Парада Победы 1945 года на Красной площади в Москве

logo
Четверг, 15.07.2021 15:20 | Рубрика: Беларусь помнит
0923

Неустанно бежит время, ручьем смывая с лица земли даты, имена и лица. Но есть события, о которых нельзя забывать. И Победа 1945 года — одно из них. Память о ней хранится в сердцах людей, в рассказах фронтовиков, боевых наградах, пожелтевших от времени письмах, документах, редких старых фотографиях…

Один из таких снимков, как кусочек застывшего времени, хранится в семье начальника управления технических экспертиз управления Государственного комитета судебных экспертиз по Витебской облас­ти Алексея Новикова. На нем запечатлен его дед — Алексей Адамович. В военной форме, с боевыми орденами и медалями на груди, он задумчиво смотрит вдаль. За его плечами 5 лет кровопролитных боев.

Алексей Адамович был призван в армию в 1939 году. Срочную службу проходил в Забайкальском военном округе. Перед началом Великой Отечественной войны его дивизию скрытно стали эшелонами перевозить на запад. Начало военных действий он застал в городе Алма-Ата. Боевое крещение принял на территории Беларуси.

— Он с грустью вспоминал то время. Сначала отступали в сторону Москвы, затем повернули на Ленинградское направление. По приказу командования из-за отсутствия тягловой силы снимали с орудий прицелы и средства ведения огня. Во время отступления путь проходил в пяти километрах от родительского дома — деревни Вежки. Ему разрешили проведать родных, но не получилось: мост через Днепр в районе Дубровно был разрушен, — рассказал Алексей Новиков — тезка своего деда.

Алексей Адамович воевал в бригаде тяжелой артиллерии наводчиком гаубицы на Калининском, Ленинградском и Прибалтийском фронтах. Не раз его жизни угрожала смертельная опасность.

— Из рассказов деда запомнился один случай, — вспоминает Алексей Владимирович. — Ночь, советские войска незаметно подошли к позициям врагов, разместились артиллерийским расчетом вместе с орудием в полуразрушенном сарае. А на рассвете увидели в 500 метрах от себя немецкие танки. Произвели выстрел по ближайшему из них — не попали, обнаружили себя. И вот противники стоят напротив друг друга, навели орудия. Кто быстрее успеет выстрелить? Учитывая скорострельность немецкого «Тигра», счет шел на секунды. Дед Алексей рассказывал, что в тот момент, оставаясь уже один у орудия, он почувствовал, как приподнялась на голове пилотка, — от напряжения и страха волосы буквально встали дыбом.

Алексей Адамович успел выстрелить первым — у «Тигра» снесло башню. В этой схватке он подбил еще один немецкий танк и бронетранспортер, уничтожил около 30 немецких солдат и офицеров. За мужество, проявленное в бою, награжден орденом Славы II степени. На тот момент он уже был обладателем ордена Славы
III степени.

Еще одной знаковой награды Алексей Новиков был удо­стоен за бои под Клявичами, где в составе штурмующей группы сжег немецкий «Тигр» и подбил еще один вражеский танк. Гитлеровцы с трех сторон окружили огневую позицию, но наводчик, даже будучи раненым, мужественно отражал натиск противника.

— После этого боя генерал лично пожал деду руку со словами: «Вот так надо воевать, сынки!» — и поинтересовался, какую боевую награду он хочет за свой подвиг, — поделился известными ему сведениями внук Алексея Адамовича. — Дед назвал орден Боевого Красного Знамени.

Позже мои родители спрашивали его, почему не выбрал орден Славы I степени, ведь кавалеры орденов Славы всех трех степеней приравнивались к Героям Советского Союза. Но дед отвечал, что орден Красного Знамени — более высокая награда.

Победу Алексей Адамович встретил в госпитале в Прибалтике, очень расстраивался, что совсем немного не дошел до Берлина и не смог оставить свой автограф на стене Рейхстага.

В 1945 году Алексей Новиков был участником легендарного Парада Победы на Красной площади в Москве: шел под штандартом 1-го Прибалтийского фронта. Ему предлагали остаться в столице, но родители просили вернуться домой: нужно было выбираться из землянки, налаживать послевоенный быт, помогать растить братьев-подростков.

В деревне Вежки Алексея Адамовича знали все. Более 20 лет он трудился лесничим в Дубровенском лесничестве. Никакой работы не боялся ни на службе, ни дома, держал большое хозяйство. Много сил и времени уделял воспитанию детей и внуков, которым без прикрас рассказывал о своем боевом прошлом. Эти воспоминания в семье бережно хранят и передают из поколения в поколение.

Десятилетия отделяют нас от тех суровых дней. Уходят ветераны, вынесшие тяжелый груз войны. Но благодаря семьям, где крепка связь поколений, народная память сохранит и немеркнущий подвиг героев тех времен, и их непре­клонную веру в Победу.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Мария БУДКЕВИЧ.