Передвижной музей-трамвай запустили по Витебску в День города



К 125-летию открытия трамвайного движения в Витебске подарок горожанам сделали ОАО «Витебскоблавтотранс» и Краеведческий музей – в городе появился передвижной музей-трамвай, руководство города и витебчане уже совершили на нем экскурсионные поездки.







Чем интересен и уникален музей на рельсах рассказал генеральный директор «Витебскоблавтотранс» Александр Федукович:
– По трамвайной сети нашего города на постоянный маршрут вышел музей-трамвай, в нем будет работать экскурсовод, которой расскажет историю возникновения трамвая в Витебске, Европе и Америке, как этот вид транспорта развивался все эти годы, пассажиры узнают много нового, увидят экспозиции от начала прокладки трамвайных путей до сегодняшнего дня. Вагон, предоставленный под музей на рельсах, выпущен в 1998 году, его отреставрировали и дали ему новую жизнь. В День города музей-трамвай совершил несколько поездок, дальнейший график его движения разрабатывается.







Первую экскурсию по улицам и в ХIХ век в музее-трамвае совершили председатель горисполкома Николай Орлов, председатель городского совета депутатов Владимир Белевич и гости города во время трамвайного марша, когда семь вагонов – от ретро-техники до современных образцов – проехали от гостиницы «Лучеса» по проспекту Черняховского.

Была разыграна ретроспектива. Перед посадкой в вагоны к руководству города подбежали подростки в костюмах «мальчишек-газетчиков» конца ХIХ века, в кепках и пиджаках, радостно выкрикивали: «Покупайте свежие «Витебские губернские ведомости», сегодня, 24 июня 1898 года в Витебске запушен первый трамвай!».





К слову, «Витебские губернские ведомости» печатались по вторникам, четвергам и субботам, по этим же дням сейчас выходит городская газета «Витьбичи», и в ней, как и 125 лет назад, можно прочесть о витебском трамвае.

С ксерокопиями раритетных «Витебских губернских ведомостей» в руках пассажиры заняли места в необычном вагоне, им сообщили, что в разные годы в витебским трамваем пользовались Марк Шагал, Марк Фрадкин, Жорес Алфёров, Юрий Левитан и Владимир Маяковский, которые оставили об этих поездках воспоминания. Был приведен и такой исторический факт: людям, чей рост не превышал метра, в не зависимости от возраста до революции разрешалось пользоваться витебским трамваем бесплатно. Отсюда появилось выражение – метр с кепкой. На стеклах музея-трамвая нанесены основные даты, вехи развития этого вида транспорта, на стене – схема развития трамвайных линий Витебска с 1898 по 2023 годы.







Музей-трамвай ехал в колонне, ее возглавлял ретро-трамвай в виде открытой платформы, на которой играли музыканты духового оркестра и уютно расположились артисты в платьях дореволюционной эпохи, изображая жителей города, пользовавшихся витебским трамваем в конце девятнадцатого века. Первую остановку музей-трамвай совершил на площади Победы, откуда руководство города и пассажиры направились на другие локации, выразив самые приятные впечатления о поездке и пожелав витебскому трамваю, самому экологическому виду транспорта, весело звенеть на улицах города многие столетия.

В полдень от трамвайного депо состоялась экскурсия в музее-трамвае для всех желающих горожан. В роли экскурсовода выступил человек, который знает о трамваях все – Василий Павлючков, прошедший трудовой путь от водителя трамвая до начальника Витебского трамвайно-троллейбусного управления. Сейчас Василий Павлючков руководит музеем истории частного коллекционирования, который по воле судьбы расположен в бывшей электростанции, построенной для первого витебского трамвая на средства Бельгийского акционерного общества.







Витебский трамвай – первый в Беларуси и один из первых в Российской Империи. Витебск обзавелся электрическим трамваем на год раньше, нежели Москва и на 9 лет раньше, чем Санкт-Петербург.

Василий Павлючков рассказал, где именно в Витебске ходили первые трамваи. Изначально в городе было две трамвайных линии: вагончики бежали там, где сейчас проспект Фрунзе, вокзал и станция скорой помощи, вторая линия проходила там, где Смоленский рынок и площадь Победы, точкой пересечения был участок, где нынче находится площадь Свободы. Любопытно и сколько стоил проезд для 
пассажиров, полный 5 копеек, льготный – 3 копейки, и тогда были категории льготников, например, гимназисты.

– Первые трамваи, которые ходили в Витебске, были немецкого и бельгийского производства. Немецкий был моторный, головной, как локомотив тащил за собой прицепные бельгийские вагоны. Первоначально в дореволюционный Витебск приобрели 18 моторных и 15 прицепных трамваев, этого было достаточно на 66 тысяч человек – столько населения, согласно первой всероссийской переписи, жило тогда в городе, – привел исторические факты Василий Павлючков. – – За скульптурой кондуктора в Витебском трамвайном депо можно увидеть точную копию моторного трамвая, который ходил ровно 125 лет назад, он воссоздан по чертежам, полученным из Германии из объединенного архиве Сименса. Вернер Сименс – это имя о многом говорит – считается первым изобретателем трамвая в Европе. Параллельно в России Фёдор Пироцкий изобрел этот вид транспорта, и даже начал модернизировать конку, чтобы перевести ее на электрическую тягу, но у него не было средств дальше реализовать проект. В отличии от Сименса, который владел собственной фирмой и первым успел запустить свое изобретение. Скульптура Фёдора Пироцкого установлена в Витебском трамвайном депо, – обратил внимание горожан Василий Павлючков. – Что такое электрический транспорт для жителей 19 века, это, если перенести на современное восприятие, словно космический корабль многократного использования. В изобретении трамвая было внедрено все, что наработало человечество в электрической технике, металлургии и точной механике. И сейчас трамвай остается одним из востребованных и любимых видов транспорта витебчан, поэтому его День рождения они празднуют так широко.























© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор фото: Екатерина ПУЧКОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.