«Жизнь вносит свои коррективы в трудовые отношения». На вопросы читателей отвечает заместитель начальника Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда Венета Синицкая

logo
Среда, 06.01.2016 09:50 | Рубрика: Вопрос – ответ
05856
Заместитель начальника Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда Венета Синицкая. Заместитель начальника Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда Венета Синицкая.


В самый канун Нового года в редакции нашей газеты два часа на вопросы читателей отвечала заместитель начальника Витебского областного управления Департамента государственной инспекции труда Венета Синицкая. И несмотря на предпраздничную суету, многие жители областного центра и районов нашли время, чтобы задать волнующие вопросы, касающиеся законодательства о труде. Их, действительно, оказалось немало, и оно понятно: в ушедшем году более 180 статей трудового законодательства подверглись изменению, изменилась и сама обстановка на рынке труда, здесь ужесточилась конкуренция, жизнь вносит свои коррективы в трудовые отношения.

Сегодня мы публикуем ответы на некоторые вопросы и разъяснения Венеты Николаевны на наиболее распространенные ситуации, с которыми сталкиваются работники и наниматели.

— В 2010 году в связи с истечением контракта меня уволили из гостиничного комплекса «Лучеса». Вместе с тем в указанной организации имеется множество нарушений законодательства о труде, в частности, контракт со мной был заключен с нарушением и в отношении меня неправильно велся учет рабочего времени. Сейчас я восстанавливаюсь на работе в судебном порядке. Прошу провести проверку указанных вопросов и применить меры воздействия на должностных лиц.
Валерий Винников.

— Валерий Владимирович, в соответствии с пунктом 13 Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года.

— Работаю дворником. При начислении заработной платы доплату за расширение зоны обслуживания включили в минимальную заработную плату. Законно ли это?
Василий Исакович.
— Незаконно. В соответствии с пунктом 1 Перечня выплат компенсирующего характера и выплат, не связанных с выполнением работником обязанностей, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора, не учитываемых в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы (месячной и часовой), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 июля 2014 года №68, доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника не учитываются в размере начисленной заработной платы работника при определении доплаты до размера минимальной заработной платы.

— К вам обращается Лариса Живнеровская. Мой сын работал по договору подряда в России. Работу выполнил, а заработную плату не выдают. Куда обратиться за помощью?
— Разъясняю вам, что гражданско-правовой договор (договор подряда) необходимо отличать от трудового договора. По гражданско-правовому договору подрядчик выполняет работу за определенное вознаграждение, а не выплачивается заработная плата. При выполнении работ по гражданско-правовому договору не действуют гарантии, установленные законодательством о труде. В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Республики Беларусь отношения по поводу осуществления обязательств, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством, не подпадают под действие Трудового кодекса.

Источниками регулирования отношений, возникающих на основе гражданско-правовых договоров, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь и Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 года №314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

При использовании гражданско-правового договора для привлечения на работу граждан не оформляются документы, которые применяются в трудовых отношениях. Основным документом, регулирующим отношения между заказчиком и подрядчиком, является гражданско-правовой договор, заключенный в письменной форме.

Порядок оплаты работы по договору подряда определен статьей 665 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Заказчик обязан уплачивать подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результата работы при условии, что она выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика — досрочно.

В соответствии со статьей 37 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь дела по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, подведомственны судам.

Споры о невыполнении или ненадлежащем выполнении обязательств по гражданско-правовым договорам (в том числе размера и сроков выплаты вознаграждения по договору) между гражданином-подрядчиком и заказчиком рассматриваются судами в порядке искового производства в течение срока исковой давности (общий срок исковой давности установлен статьей 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь и составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права).

На основании пункта 1.9 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь физические лица, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, освобождаются от уплаты госпошлины за подачу исковых заявлений по спорам о взыскании платы за выполненную работу, оказанную услугу, созданный объект интеллектуальной собственности.

А вот в компетенцию Департамента не входит рассмотрение споров, возникающих из гражданских правоотношений.

— Режим рабочего времени в организации определяется графиком работ. Имеет ли право наниматель изменить график работ, предупредив работника за 7 дней, либо надо применять месячный срок предупреждения?
Светлана.
— Да, действительно, наниматель вправе изменить график работы работника, в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 года №5, предупредив об этом работника письменно, не позднее чем за семь календарных дней (если иное не установлено коллективным договором, принятым в организации), в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами.

— Венета Николаевна, у меня еще один вопрос. При установленном семичасовом рабочем дне какой продолжительности перерыв для отдыха и питания должен установить наниматель?
— В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса Республики Беларусь работникам в течение рабочего дня предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более двух часов, который используется работником по своему усмотрению и в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности) либо по соглашению между работником и нанимателем. Время, необходимое для приема пищи на тех работах, где по условиям производства перерыв установить нельзя, и предоставляемое работнику в течение рабочего дня, включается в рабочее время. Перечень таких работ, порядок и место приема пищи устанавливаются нанимателем в соответствии с коллективным договором, соглашением либо правилами внутреннего трудового распорядка.

— Работаю по графику. Вправе ли наниматель привлекать меня к работе в выходной день (по графику работ)?
— Да, но при определенных условиях. При суммированном учете рабочего времени наниматель вправе с соблюдением гарантий, предусмотренных статьями 263, 276 и 287 Трудового кодекса, привлекать работников к работе в их выходной день (по графику), соблюдая нормы статьи 142 кодекса. Так, работа в выходные дни допускается по предложению нанимателя и только с согласия работника или по инициативе работника с согласия нанимателя, за исключением случаев, предусмотренных статьей 143 Трудового кодекса.

Привлечение работника к работе в его выходной день (в том числе и при суммированном учете рабочего времени) оформляют приказом (распоряжением) нанимателя. При оформлении приказа о привлечении работника к работе в выходной день нанимателю целесообразно определить форму компенсации за работу в выходной день в соответствии со статьей 69 Трудового кодекса (либо производить доплату, либо взамен доплаты с согласия работника предоставлять другой неоплачиваемый день отдыха).

Допускается использование для работы не более 12 выходных дней в год каждого работника. В предельное количество выходных дней не включаются выходные дни, в которые работник привлекался к работе в соответствии со статьей 143 Трудового кодекса.

Подсчет часов работы в выходной день и часов работы в сверхурочное время ведется в табелях использования рабочего времени, годовых табельных карточках и других документах отдельно.

Таким образом, при суммированном учете рабочего времени наниматель в своем локальном нормативном правовом акте должен установить порядок компенсации в соответствии со статьей 69 Трудового кодекса за работу в выходной день согласно графику работ (сменности) (по окончании учетного периода либо ежемесячно в дни выплаты заработной платы).

— С моим отцом 22 октября 2015 года произошла тяжелая травма ноги. В состоянии стресса при оказании ему медицинской помощи он сказал, что травма произошла в перерыве для отдыха и питания — то есть в обед. В последующем отец указывал нанимателю, что сведения были даны ошибочно. Однако наниматель ничего не предпринимает. Как поступить отцу в этом случае?
Елена Цыкунова.
— Единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве установлен Правилами расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 года (с изменениями и дополнениями). В соответствии с пунктом 78 Правил расследования вопросы, связанные с отказом страхователя, организации в составлении актов формы Н-1, формы Н-1АС или формы НП (включая непризнание факта несчастного случая, отказ в проведении его расследования) или несогласием потерпевшего либо лица, представляющего его интересы, лица, допустившего нарушения актов законодательства о труде и об охране труда, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, приведшие к несчастному случаю, страховщика с содержанием указанного акта, рассматриваются по их заявлению непосредственно в суде.

В случае признания в установленном законодательством порядке факта получения травмы несчастным случаем на производстве данный случай будет взят на учет как несчастный случай на производстве, после чего будет расследован в соответствии с требованиями Правил расследования.

— Я донор. Меня освободили от работы в день выполнения донорских функций в рабочее время. Сохраняется ли заработная плата мне в этот день и за счет какой организации?
Мария Ивановна.
— Да, в день выполнения донорской функции в рабочее время вам сохраняется средний заработок. При этом сохранение среднего заработка за вами осуществляется в соответствии с частью 5 статьи 31 Закона «О донорстве крови и ее компонентов» от 30 ноября 2010 года №197-З за счет организации переливания крови.

— Я работаю по срочному трудовому договору на время нахождения основой работницы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет. Теперь самой нужно уходить в декретный отпуск, но основной работник выходит на работу. Правомерно ли в таком случае мое увольнение?
Екатерина Дмитриевна.
— Да, правомерно. Основанием вашего увольнения будет истечение срока срочного трудового договора, то есть выход на работу основного работника. Гарантий в отношении вас в этом случае законодательством о труде не установлено.

— Имею основное место работы, тружусь полный рабочий день. Хочу официально оформиться еще в двух других организациях — по 2 часа работы в день. Возможно ли это с записью в трудовой книжке? Можно ли по трудовой книжке одновременно числиться на трех местах работы?
Анатолий Петрович.
— Да, возможно. Статьей 343 Трудового кодекса Республики Беларусь закреплено право работника на заключение трудовых договоров по совместительству с неограниченным количеством нанимателей, если иное не установлено законодательными актами. При этом продолжительность рабочего времени, устанавливаемого нанимателем для работающих по совместительству, не может превышать половины нормальной продолжительности рабочего времени. Согласно пункту 9 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 16 июня 2014 года №40, в трудовую книжку сведения о работе на условиях совместительства вносятся по желанию работника. На основании пункта 14 Инструкции запись в трудовую книжку сведений о работе по совместительству вносится нанимателем по месту его основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Подготовила Наталья ДРОЗДОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.