Книгу о звучании старинных колоколов презентовали в Витебске

logo
Четверг, 13.04.2017 10:47 | Рубрика: Религия
02433

«Колокольный звон Белой Руси: тысячелетие традиции» — вторая книга белорусского кампанолога (ученый, изучающий колокола), кандидата искусствоведения Елены Шатько.

В рамках программы издательского совета РПЦ «Радость слова» автор, действительный член Ассоциации колокольного искусства России, уже выступила с презентацией книги в Минске, Москве, Ташкенте, Новосибирске, а недавно представила свой труд, который в основном связан со звонарскими традициями нашего региона, в Витебской областной библиотеке.

15 лет ведет исследовательскую работу Елена Геннадьевна, за это время она посетила около 300 храмов, изучила, зафиксировала звучание и описала почти две тысячи старинных колоколов. Собран уникальный мате­риал — рассказы прихожан, священников, звонарей, принявших дело от дедов своих.

Кстати, новая книга вышла с бесценным приложением: два DVD с записью «устной истории» по итогам экспедиций и документальными фильмами «Звон и звонари», «О чем звонит колокол».

— Уникально, что на всем постсоветском пространстве именно на территории западной Беларуси, а это в большей степени касается Докшицкого района, осталось самое большое количество исторических колоколов XVI — начала XX веков, — пояснила Е. Шатько. — Они представляют большой интерес в плане звучания, словесной информации, нанесенной на колокол, изображений, клейм мастеров-литейщиков. Я исследовала историю и традиции колокольного звона в Витебске, Полоцке и Дисне, в Толочине, Шарковщинском, Глубокском, Поставском и других рай­онах. Это огромный пласт культуры православных белорусов, ни с чем не сравнимое наследие Беларуси, которое необходимо сохранить во что бы то ни стало.

— Звучание колокола имеет такое важное значение?

— Раньше люди не могли без этого жить, у каждого населенного пункта — города и деревни — колокольный звон был собственным, родным звуковым символом.

На сегодня в 19 храмах Беларуси сохранились исторический тип звука и мелодия, в том числе в деревнях Тумиловичи, Ситцы, Пор­плище Докшицкого района. Низкий поклон дедушкам-звонарям, их хранителям… У нас не во всех храмах звонили к венчанию, но всегда — по душе, когда человек умирал. Причем по колоколу прихожане знали, кто — женщина или мужчина, из какой деревни. В давние времена по нашей белорусской традиции первым делом бежали к звонарю, чтобы он дал Божией Матери весть, и Она бы молилась о спасении души новопреставленного. В Беларуси было меньше звонов, чем в России. Со времен вече били в один самый большой колокол на сбор, в русской традиции это благовест. Люди знали, что надо идти в храм. Если звонили часто, значит, случился пожар. У нас не использовали трезвон, но звонили во вся, то есть во все колокола, когда начиналось богослужение. Все эти древние звоны живы!

— Интересно, уцелели ли старинные витебские колокола?

— В Витебск кампаны поставлялись из Риги, где их отливали, приезжали сюда и немецкие мастера. В городе была и своя мастерская. В 1660 году здесь лили пушки, предполагается, что витебские пушкари изготавливали и колокола. До наших дней их сохранилось четыре — один из них, отлитый в 1662 году для храма Святого Духа, звонит сейчас в Брестской области, второй, 1773 года, также находится не в Витебске. Третий из известных витебских — в Вильнюсе в частной коллекции. И колокол 1911 года хранится в областном краеведческом музее…

Видите ли, колокола перемещались во спасение по городам и весям во время Первой мировой войны. Многие не вернулись, иные колокола погибли. Например, в храме Браслава до войны звучало пять кампанов. В описи церкви 1922 года сделана запись: «Все колокола довоенного времени эвакуированы 4 сентября 1915 г. в Россию по требованию военных властей и там погибли во время революции». Многое мне довелось узнать от старожилов в деревнях Глубокского, Шарковщинского, Докшицкого районов. И во время Великой Отечественной войны прихожане, звонари, священники прятали от врага колокола как самое святое, зачастую рискуя жизнью. Как у человека, у колоколов есть судьба — и драматическая, и счастливая…

Звонарь Грищук Константин Севастьянович.

Много интересных сведений можно найти в книге Е. Шатько, но монография не дает ответа на во­прос, как же музыкант, окончившая консерваторию по классу цимбал, сама стала звонарем, что подстегнуло к исследованию уникального наследия, изучению колокольного звона. Как рассказала Елена Шатько, в музыкальной среде всегда ищут свой звук. «Мой жесткий на цимбалах мне не нравился, хотя хвалили, — призналась Елена Геннадьевна. — И однажды я услышала колокол… Поняла — вот звук, который я искала. Это было в далеком 1984 году в Киеве, на службе во Владимирском соборе. Тогда даже не понимала, что это был Пасхальный звон! Спустя время, после консерватории, я окончила школу звонарей в Минске. Одно время в нашем минском храме в честь Владимирской Божией Матери запретили звонить, и тогда настоятель сказал мне: «Звони словом!» Вот — промысл Божий… Нас учили, но до этого никто не мог, к сожалению, рассказать, как звонили в колокола наши предки. Благословил меня на этот труд митрополит Минский и Слуцкий Экзарх всея Беларуси Филарет. Так началось мое занятие кампанологией…»

«Колокольный звон Белой Руси…» признан лучшим краеведческим и справочным изданием в открытом конкурсе «Просвещение через книгу-2016», прошедшем по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА.