В Россонах Витебской области отметили 75 лет со дня освобождения райцентра от немецко-фашистских захватчиков

logo
Четверг, 28.09.2017 08:40 | Рубрика: Официально
012221

Исполнилось 75 лет со дня знаменитого боя партизан с немецко-фашистскими захватчиками, в результате которого Россоны обрели свободу.

Ежегодно в Россонах отмечается очередная годовщина освобождения райцентра от немецко-фашистской оккупации. Местные жители непременно приходят в Мемориальный сквер, чтобы почтить память своих земляков-героев, павших в сражениях Великой Отечественной войны. Здесь находится братская могила, упокоившая более двух тысяч бойцов, павших смертью храбрых на территории района.

В этом году дата особенная – 75 лет прошло с тех пор, как партизаны разгромили вражеский гарнизон, и Россоны были освобождены. Необычным стал и день памяти 23 сентября.

Руководство района отказалось от традиционного митинга, и все мероприятия были перенесены на берег озера возле бывшей усадьбы пана Гласко. Именно здесь, на открытой площадке звучали песни в память о тех, кто подарил нам мир, читались стихи, а в трогательных, эмоциональных сценах театрализованного представления матери, жены, сестры провожали на фронт своих мужчин. Здесь же развернулась реконструкция боя 1942 года, которая, хоть и ненадолго, перенесла всех в то далекое время, когда пылала россонская земля…

В первой половине июля 1941 года на территории Россонщины оборонительные бои вели части 22-й армии Западного фронта. Несмотря на ожесточенное сопротивление, к 13 июля фронт был прорван в нескольких местах, и 22-я армия начала отступать на тыловой рубеж. 17 июля Россонский район был оккупирован полностью. Для ведения партизанской борьбы были оставлены 56 коммунистов. Вскоре ими была создана сеть подпольных организаций.

На оккупированной территории враг установил «новый порядок». В населенных пунктах были созданы гарнизоны и оккупационные службы. Начальником гарнизона в Россонах стал Отто Ленц, комендантом Клястицкого – обер-лейтенант Шмольц. В районе фашисты создали полицию, назначили бургомистра и волостных урядников. Население обложили натуральным налогом.

Первыми жертвами такого «порядка» стали еврейское население, согнанное в Россонское гетто, «окруженцы» и коммунисты. Оккупанты жестоко расправлялись с членами выявленных подпольных групп. Одних расстреляли, других повесили, третьих закололи штыками…

– Папа, смотри, немцы, – сидящий на плечах у отца мальчик показывает пальцем в сторону бывшей усадьбы пана Гласко.

Поворачиваю голову вместе с мальчишкой – и я уже в том далеком сентябре 1942-го. Комендатура, блокпост, непонятная и непривычная уху речь заставляют цепенеть от ужаса. А фашисты чувствуют себя спокойно: начищают обувь, играют в карты, курят, вальяжно прогуливаются по местному рынку, где жители покупают яблоки, картофель. Спокойствие и размеренность нарушает немецкий командир, который появляется из штаба и раздает указания. Проверка документов, досмотр… людей готовят к отправке в Германию. Выбирают только самых крепких. Того, кто попал в этот список, толкая автоматами в спину, сгоняют к штабу, остальных отпускают. Легенда или чудо, но партизанская девочка-разведчица в их числе. Она возвращается к своим с донесением. Голос ведущего объявляет, что принято решение штурмовать комендатуру…

На территории Россонского района партизанское движение активизировалось весной 1942 года. 19 апреля в Клястицах начал действовать партизанский отряд «Дубняк» под командованием Петра Машерова. 30 апреля на базе Межевской подпольной группы был создан отряд имени Сталина (командир Родион Охотин). 29 мая в деревне Межно прошло собрание коммунистов района, на котором был утвержден новый состав подпольного райкома и создан штаб по руководству партизанским движением. 1 июля в расположение отряда имени Сталина из-за линии фронта прибыл отряд №17 под командованием Андрея Петракова. Таким образом, на базе группы партизанских отрядов Россонского района и отряда Петракова была создана партизанская бригада « За Советскую Белоруссию». А 26 августа 1942 года была создана бригада имени Сталина…

– Смотри, наши, – кто-то шепчет в толпе, заметив, как партизаны пытаются подкрасться к немецким часовым.

А дальше все, как в кино: свистят пули и взрываются гранаты, строчит немецкий пулеметчик, клубы дыма застилают глаза.

– Вперед! – кричит командир.

Санитарки тащат на плечах раненых партизан. В бой вступают минометы. Враг несет потери. Партизаны штурмом берут усадьбу. Последний немецкий пулемет замолкает, и над взятым штабом развевается красный флаг.

– Ура! – ликуют россонцы и аплодируют.

После освобождения от немецко-фашистских захватчиков 19 сентября 1942 года в Россонах и на территориях соседних районов была восстановлена Советская власть: начали работать медицинские учреждения, школы, регулярно выходила районная газета. На Россонщине образовался партизанский край с площадью около 10 тысяч квадратных километров и населением примерно в сто тысяч человек. Центром партизанской зоны стали Россоны. Так продолжалось до ноября 1943 года, когда части Красной Армии прорвали линию фронта в районе Невеля и соединились с партизанской бригадой имени Сталина. Окончательное освобождение всего района произошло после успешной операции «Багратион» летом 1944 года…

– Победили? Ну, и хорошо, – вздыхает стоящий рядом мужчина и не спеша удаляется с «поля боя». Многие подходят ближе к заграждениям, чтобы взглянуть на недавних «героев сражения». «Немцы» и «русские» – участники клубов исторической реконструкции из Витебска, Смоленска, Минска, Полоцка – сейчас вместе, обнимаются, фотографируются.

Желающих сделать фото с красноармейцами немало. Реконструкторы в немецкой форме также популярны. Подхожу к такому «немцу» с добродушным лицом. Это Евгений Соловьев – местный житель, работает в Доме ремесел, муж и заботливый отец, между прочим. А в свободное время – участник Витебского областного общественного объединения военно-исторической реконструкции «Товарищи по оружию», которое и помогло воспроизвести события 75 летней давности.

– Еще будучи школьником, я увлекся историей Великой Отечественной войны. А «воюю» уже больше 2 лет. Практически всегда за вермахт, – рассказывает Евгений. – Потому что если все будут за Красную Армию, то некому будет показывать реконструкцию (улыбается). Сегодня у меня практически полный комплект униформы и снаряжения, как немецкого солдата, так и советского бойца.

– В «боях» всего несколько лет, – рассказывает самый старший реконструктор клуба Владислав Исаков. – Выступаю вместе с сыновьями. Я – за Красную Армию, а сын – за вермахт. Отец мой был в партизанах, и для меня это дело чести – прикоснуться к истории.

– Наш клуб существует с 2007 года и насчитывает более 40 человек, причем не только из Витебской области, но и из Минска. Помогают ребята из Смоленска. Это все люди разного возраста и социального статуса, есть у нас и семьи. Планируя реконструкции, ориентируемся на определенные исторические даты. В Россонах это уже шестая «битва» в этом году. И, надо сказать, все удалось, – делится один из учредителей объединения «Товарищи по оружию» Евгений Бонифатьев.

А потом были песни, не утихала музыка, бойко работала торговля. Жители райцентра еще долго не расходились, сопричастные к радости своих земляков 75 лет назад, когда Россоны обрели свободу.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Елена КИРИЛЛОВА. Фото автора и Ирины ГОРЕЛИКОВОЙ.