Информационные технологии внедрены на каждом участке организации лечения в Витебском областном центре дерматовенерологии и косметологии

logo
Понедельник, 30.01.2017 18:12 | Рубрика: Здоровье
02914

Ощутимые результаты от начатой еще в 1996 году информатизации в Витебском областном центре дерматовенерологии и косметологии сегодня имеют на каждом участке организации лечебного процесса.

На приеме главный врач центра В.Спиридонов, врачи-дерматовенерологи А.Матюшкова и С.Берестень.

Шаг за шагом

Главный врач учреждения Виктор Спиридонов вспоминает то время. В начале 1990-х в Витебске произошел всплеск такого грозного заболевания, как сифилис. Больных было в разы больше, чем мест в специализированном стационаре. Требовалось быстро справиться с проблемой. Тогда и приняли ряд организационных мер: сделали ставку на расширение амбулаторного наблюдения, открыли анонимный кабинет, чтобы охватить обследованием как можно больше потенциальных клиентов без предъявления личного документа. А в российском специализированном журнале Виктор Ефимович прочитал о внедрении в мед­учреждениях компьютерного учета. За внебюджетные средства купили первый компьютер, дальше — больше: компьютеризировали подразделение за подразделением.

Все новое, как обычно, встречают в штыки. Вот и здесь поначалу сотрудники, которым нужно было использовать в работе компьютер, требовали от администрации доплату за вредность. Но потом все стало на свои места. За два десятилетия информационные технологии прочно вошли в повседневную работу врачей и всех служб. Поставленную отраслевым министерством задачу по информатизации учреждений здравоохранения в 2017 году здесь выполнили до­срочно. В центре функ­ционирует 5 локальных вычислительных сетей, создано отделение автоматизированной системы управления, где работают три специалиста. Самая большая сеть — в амбулаторно-поликлиниче­ском отделении на 43 точки подключения с отдельно выделенным сервером. В соответствии с потребностями ком­пьютеризированы размещенные в разных районах города стационары: кожное и микологическое, венерологические отделения, отделение анонимной диагностики урогенитальных заболеваний, медицинской косметологии, а также лаборатории, бухгалтерия, другие службы. В стационарных отделениях ведется электронный вариант историй болезни пациентов с автоматическим формированием выписного эпикриза, включающего в себя все диагностические и лабораторные исследования. Эпикриз пациентов из рай­онов также незамедлительно отправляется в мед­учреждение, направившее их в областной стационар. И все это в один клик.

В оргметодкабинете установлена разработанная Министерством здравоохранения программа для формирования годовых отчетов и ведения статистического учета заболеваемости. Так что здесь уже и не представляют, как работали раньше без такого универсального помощника и хранителя данных.

Телемедицина преодолевает расстояния

С внедрением информационных технологий пациентам центра стала доступна еще одна новинка. Кабинет телемедицины работает здесь с 2005 года. Это отличная возможность для консультирования пациентов из сельских районов на расстоянии, что его ведущие специалисты, а также сотрудники базирующейся здесь кафедры дерматове­нерологии ВГМУ давно и с успехом делают. Для этого достаточно вы­слать фотоизображение проблемного места или связаться с лечучреждением по скайпу. Помощью коллеги в затруднительных ситуациях может воспользоваться лечащий районный врач пациента, запрос волен послать и сам человек, который к доктору, возможно, еще не обращался и находится за компьютером дома. После телеконсультации в случае необходимости он это обязательно сделает. Современный вид связи также помогает организовать интернет-обучение районных специалистов по избранным вопросам дерматовенерологии, минимизировать затраты на проведение различных дистанционных семинаров.

Без очередей в коридорах

У того, кто заглянет в поликлиническое отделение центра дерматовенерологии, может сложиться впечатление, что здесь совсем мало пациентов: в очередях к специалистам люди не толпятся, в режиме ожидания приема сидят в коридорах по нескольку человек, смотрят профилактические и информационные ролики на телеэкранах.

— А наша система и не допускает образования очередей, — пояснила заведующий амбулаторно-поликлиническим отделением Евгения Федорович. — Автоматизирована регистратура, люди записываются на конкретное время как по Интернету, так и по телефону или при личном обращении и приходят к назначенному часу. Ведется с 2009 года электронный вариант амбулаторной карты пациента, и такую карту уж точно не потеряешь. Программа позволяет проводить динамическое наблюдение по заболеваемости и диспансеризации, вести учет листков временной нетрудоспособности, направлять на консультации других специалистов для выполнения лабораторных исследований, вести журналы амбулаторного приема, выполнять поиск пациентов по различным критериям, получать статистические отчеты. Все рабочие места включены в единую локальную сеть с возможностью обмена данными.

Ежедневно информация о кожных больных направляется в ЦОД, соз­данный на базе областного диагностического центра, для возможности просмотра специалистами других медучреждений области.

Простой, но информативный

С 2016 года в центре обновили официальный сайт учреждения vokcdk.by, на котором есть вся информация по лечению и профилактике венерических и кожных заболеваний, структура учреждения, основные направления лечебной деятельности, новости общественной и профсоюзной жизни, информация о работе с обращениями граждан, об осуществлении административных процедур, прейскурант на платные услуги. Также на сайте можно записаться на прием к врачу, задать вопрос специалисту или оставить отзыв, запрос на выписку из амбулаторной карты, подать электронное обращение, ознакомиться с ответами на часто задаваемые вопросы. Такой набор информации тоже способствует отсутствию очередей и планомерной работе. И много денег на разработку простого, но информативного электронного ресурса сторонней организацией не тратили, обошлись своими силами.

Электронный рецепт в кармане

В мае 2016 года в кожвенцентре запустили проект, реализованный совместно с предприятием «Фармация», установив программное обеспечение для выписки рецептов. В программе автоматически обновляются справочники о торговых наименованиях лекарств, их дозировке и наличии в аптеках. Используемые пластиковые карточки со штрих-кодами «привязаны» к амбулаторным картам больных. И теперь информация о назначенных врачом препаратах заносится в электронную карту рецептов пациента прямо на приеме. Сохраняясь в виде штрих-кода, запись доступна для аптек Витебской области. С помощью фиксации в системе лечащий врач узнает, было ли лекарство приобретено пациентом.

Ноу-хау в духе времени

С недавних пор возле регистратуры в поликлиническом отделении установлен электронный планшет, где любой посетитель может вы­брать фамилию лечащего врача и поставить ему после приема оценку — «хорошо», «удовлетворительно» или «плохо». А далее конкретизировать ее выбором критериев: «за профессионализм», «внимательное, уважительное отношение», «результаты лечения положительные» и других. Либо отметить то же самое с частицей «не». Программу для гаджета написали специалисты отделения АСУ. Этот способ оценки врачей, по словам Виктора Спиридонова, очередной шаг по внедрению информтехнологий, ноу-хау учреждения, удобный дополнительный индикатор качества оказания медпомощи. Мнения пациентов учитываются при определении размера премии каждого доктора. А это дополнительный стимул работать лучше, искать общий язык с пациентами.

Причем здесь не делают секрета из «плохих» оценок врачей, а бурно обсуждают их на производственных совещаниях, анализируя ошибки, чтобы в будущем избежать. Так что сплошные плюсы информатизации здравоохранения помогают врачам в полной мере чувствовать себя профессионалами, она избавляет от ненужной писанины и концентрирует все внимание на пациенте и объективном анализе полученных в ходе обследования данных. А они всегда под рукой, точнее — на экране персональной машины.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.