По следу протектора или осколку фары могут восстановить картину ДТП эксперты УГКСЭ

logo
Пятница, 30.11.2018 20:38 | Рубрика: Общество
01816

Пользуясь научно обоснованными апробированными методиками, эксперты Госкомитета судебных экспертиз устанавливают истину в самых сложных ситуациях.

Александр Никитин уверен: картину происшествия можно восстановить даже по осколку фары.

Ежедневно на дорогах страны немалая доля ДТП происходит без очевидцев, показания непосредственных участников противоречат друг другу, а иногда их и дать уже некому… В подобных случаях у сотрудников право­охранительных органов, разбирающихся в обстоятельствах аварий, остается надежда на результаты автотехнической экспертизы.

О том, как происходят подобные исследования, рассказал заместитель начальника отдела криминалистических экспертиз Витебского областного управления Госкомитета судебных экспертиз подполковник юстиции Александр Никитин.

— Александр Юрьевич, чем занимается автотехническая экспертиза, какой круг вопросов она позволяет решать?

— Наши специалисты исследуют фактические данные о техниче­ском состоянии транспортного средства, дорожной обстановке на месте аварии, действиях участников происшествия, их возможностях, механизме ДТП, а также обстоятельствах, способствующих совершению происшествия.

— Водители-участники ДТП зачастую рассказывают, что ехали с небольшой скоростью и авария произошла по непонятным им причинам. Какие методы используются для установления истинной картины?

— Существуют научно обоснованные и достаточно апробированные методики определения ско­рости движения транспортных средств перед происшествием. Они базируются на классических законах физики и механики. Наиболее распространенной является методика установления скорости движения исходя из следов юза (торможения) транспортного средства, оставляемых на дорожном покрытии колесами автомобиля. Сопоставляя на практике расчетные значения скорости с данными видеорегистраторов и тахографов, можно с уверенностью говорить о надежности такого расчета. Активно применяется методика определения скорости по остаточной деформации деталей кузова. В грузовых автомобилях точные данные о скорости движения содержит тахограмма, расшифровкой которой также занимаются наши специа­листы.

Во время анализа ДТП.

— На форуме автолюбителей один водитель рассказывал, что причиной ДТП с ним явился разрыв покрышки, но его отдали под суд. Этот водитель до сих пор с приговором не согласен.

— Решение вопросов о причине разгерметизации шины колеса также относится к компетенции судебной автотехнической экспертизы. Механизм разгерметизации покрышки колеса достаточно хорошо изучен и с экспертной точки зрения описывается с высокой степенью соответствия фактическим обстоятельствам аварии. Мы определяем, когда произошла разгерметизация: до ДТП или она явилась его следствием. Характер повреждений поверхности покрышки в различных ситуациях имеет свои неповторимые особенности.

— Можно ли определить, кто кого ночью ослепил светом фар?

— Вообще-то механизм ДТП экс­­периментально устанавливает следователь, но, исследуя поврежденную лампу, эксперт-автотехник может ответить, находилась ли нить накаливания лампы в момент ее разрушения под напряжением и какой свет фар горел — ближний или дальний. Это же касается и ламп сигналов поворота.

— Сейчас многие устанавливают в автомобилях видеорегистраторы, насколько это целесообразно?

— Эти устройства являются самыми беспристрастными свидетелями происшествий. У нас уже много примеров, когда анализ информации с видеорегистратора позволял установить причины возникновения и развития аварийной ситуации. По нему можно с достаточной точностью определить скорость движения транспортного средства и восстановить механизм развития дорожно-транспортного происшествия. Немало случаев, когда в отсутствие очевидцев запись регист­ратора являлась единственным источником доказывания виновнос­ти или невиновности участника происшествия.

— Как работает эксперт-автотехник на месте ДТП?

— Наши специалисты выезжают на места резонансных происшествий, осмотры порой проводятся в сложных погодных условиях, в таких случаях эксперт по мельчайшим деталям устанавливает всю картину. Чаще всего это необходимо, когда уже никто из участников ДТП не может дать показания. Вот один из таких случаев. В прошлом году ночью был совершен наезд на пешехода, он погиб, водитель автомобиля скрылся. Благодаря нашим специалистам на месте происшествия был обнаружен небольшой осколок фары с маркировкой, что и позволило по специализированным базам установить марку и модель автомобиля, который впо­следствии был обнаружен сотрудниками ГАИ.

— Обращаются ли к вам граждане для производства автотехнической экспертизы?

— Несмотря на то, что основным «заказчиком» проведения эксперт­ных исследований являются органы уголовного преследования, за проведением экспертизы на договорной платной основе могут также обращаться физические и юридические лица. Но прежде, чем определяться с кругом вопросов, подлежащих исследованию, лучше предварительно проконсультироваться с профильным специалистом.

Был случай, когда к нам обратился гражданин, в автомобиле которого вышло из строя сцепление. При обращении на СТО ему поставили вердикт — необходима замена данного узла. Сцепление заменили на новое, а проблема осталась: оно по-прежнему буксовало. В результате этого клиент столкнулся с дилеммой — некачественная деталь или плохая работа механиков. С такой историей он к нам и обратился. В ходе исследования нашими экспертами было установлено, что причина поломки банальна, и не требовалось дорогостоящей замены целого узла. Буксование старого и нового сцепления вызывали подтеки масла из КПП из-за износившегося сальника. Данную неисправность можно было обнаружить при более внимательном осмотре КПП, что и предписывает инструкция по ремонту. Гражданин с нашим заключением обратился на СТО, где ему заменили сальник и вернули деньги за некачественный ремонт.

Во многих случаях наша служба помогает восстановить справедливость.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Беседовал Дмитрий КОНОХОВ.