Одним из первых входил в Афган гвардии старший прапорщик Савелий Марченко

logo
Пятница, 19.07.2019 12:32 | Рубрика: Афганский излом
013805

Не за горами еще одна важная памятная дата: в декабре нынешнего года исполнится 40 лет со дня ввода советских войск в Афганистан. Солдаты Родины, от рядового до маршала, исполняли приказ, отстаивая государственные интересы – то есть защищая нашу мирную жизнь. В числе тех, кто первым ступил на землю далекой страны, был гвардии старший прапорщик 742-го отдельного гвардейского батальона связи 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Савелий Марченко, ныне – член Витебской городской организации «Братство» Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане.

В личном архиве Савелия Ивановича есть фотография, ценность которой с годами будет только возрастать. Во время торжественного построения частей 103-й дивизии (это было в 1980-м в Афганистане) первый заместитель министра обороны Маршал Советского Союза Сергей Соколов (в дальнейшем – министр обороны) вручает Савелию Марченко медаль «За боевые заслуги». С учетом личности военачальника – уникальный снимок! За свою деятельность в качестве руководителя Оперативной группы Министерства обороны СССР в Афганистане Сергей Соколов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Профессиональная судьба и боевой путь Савелия Ивановича были предопределены его талантом и любовью к армейской жизни, технике. Он окончил тогдашний Витебский электротехникум связи (сегодня это филиал Белорусской государственной академии связи) и вскоре ушел служить в армию. Из учебной роты ракетных войск стратегического назначения только двух наиболее способных специалистов, один из которых – Савелий Марченко, направили на Байконур. На 97-й, самой дальней, площадке крупнейшего в мире космодрома Савелий Иванович служил на опорном узле связи. Командир уговаривал старшину Марченко и после срочной остаться на Байконуре, офицерскую должность сулил. Но девушка Савелия Ивановича, его будущая жена, покидать Витебск не желала.

Вернувшись домой, некоторое время работал механиком селекторной связи на железной дороге. Но и армия не желала покидать сердце своего бойца. В конце концов Савелий Иванович имел разговор с командиром батальона связи 103-й ВДД, а на следующий день уже стоял в строю этой части.

В послужном списке гвардии старшего прапорщика не только более 200 прыжков с парашютом, но и множество рационализаторских предложений. Сам «дядя Вася», командующий ВДВ генерал армии Герой Советского Союза Василий Маргелов, который уделял огромное внимание всестороннему совершенствованию десантных войск, прислал на витебскую дивизию нагрудный знак Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов. Он и был вручен Савелию Марченко – специалисту… по ЗАСовской технике, то есть аппаратуре засекречивания связи.

Информация, которая передавалось по каналам связи между военными структурами – штабами частей, соединений, округов, родов войск, – не должна была попасть в чужие руки. Именно Савелий Иванович сумел наладить работу в своей родной дивизии новой аппаратуры оповещения. После чего был откомандирован в Фергану, в расположение 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, где сделал то же самое.

В ночь с 10 на 11 декабря 1979 года, когда уже воцарилась настоящая русская зима, дежурным по связи в штабе дивизии был Савелий Марченко. Первый зашифрованный сигнал пришел где-то в 21.45 – всех офицеров и прапорщиков вызвать в части, личный состав пока не поднимать. Около 22.30 из Москвы пришла новая команда – поднять личный состав, вывести технику из парков, построиться, но городки не покидать. Наконец около полуночи поступил третий сигнал – выйти в районы сосредоточения.

Штаб дивизии и батальон связи ушли на Барвин Перевоз, где прожили в палатках до 16 декабря. Технику в Ил-76 погрузили сразу по прибытии. Ночью 17-го вылетели в Казахстан, в город Балхаш, в котором пробыли до вечера 25 декабря. Вот там впервые и прозвучало слово «Афганистан».

В Баграме приземлились ночью 26 декабря. И началась двухгодичная служба Савелия Ивановича на афганской войне. Жили в палатках в конце взлетной полосы аэродрома Кабул, рядом со штабом дивизии.

Штабы 103-й дивизии, ее полков и спецчастей, 40-й армии и ВДВ – вся информация, которую передавали друг другу отцы-командиры через ЗАСовскую аппаратуру, кодировалась, раскодировалась и подлежала сохранению в строжайшей тайне. В техническом отношении вместе с товарищами-связистами за это отвечал Савелий Марченко, который имел первую группу допуска (для ограниченного круга лиц). В силу обстоятельств за ним были закреплены не только ремонт и обслуживание аппаратуры, но еще и контроль за правильным ее использованием, а это уже компетенция помощника начальника связи. С этой же целью часто выезжал в штаб 40-й армии, в расположение Оперативной группы Министерства обороны, вылетал на заставы 103-й дивизии.

Летом 1980-го получил в Ташкенте новенькую усовершенствованную технику на базе автомобиля ЗиЛ и в составе колонны, после пересечения советско-афганской границы – под прикрытием бэтээров и барражирующих вертолетов, через Термез и перевал Саланг привел свою машину в Кабул.

Риска хватало. Савелий Иванович не любитель рассказывать о кровавых подробностях настоящей войны. «Мы не считали, что совершаем что-то героическое. Просто служили. Мы присягу давали и не могли ее нарушать. Это была наша работа», – говорит ветеран Афгана.

Интересное ощущение пережил Савелий Иванович, когда по окончании отпуска вместе с другими пассажирами ожидал посадки в свой самолет в витебском аэропорту (летел вначале в Москву, затем в часть). «Вокруг, как говорится, мирные жители, кто куда летит: один – в столицу, другой – на курорт. А я – на войну».

У них в части был отличный батальонный врач, который уберег бойцов от множества неприятностей, связанных с бытовой афганской спецификой. Это Владимир Короткин, отец лейтенанта Сергея Короткина, погибшего на афганской войне и преданного родной земле в Витебске, на кладбище в Мазурино.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ. Фото из архива Савелия Марченко