Гвардии подполковнику запаса ветерану войны в Афганистане Игорю Федорову даже спустя три десятка лет снится один и тот же сон

logo
Воскресенье, 17.02.2019 23:02 | Рубрика: Афганский излом
08730

В Афганистане каждое боевое задание советских десантников было сопряжено со смертельным риском, но их сила заключалась в мужестве и сплоченности.

Гвардии подполковнику запаса ветерану войны в Афганистане Игорю Федорову даже спустя три десятка лет снится один и тот же сон, от которого он просыпается в холодном поту. Выпущенная душманами ракета «Стингер» вот-вот настигнет Ил-76, идущий на посадку, на борту которого находятся наши ребята…

Каким-то чудом «Стингер» прошел, выражаясь профессио­нальным языком, на две фигуры ниже (это всего несколько метров), самолет только качнуло от ударной волны. Через несколько минут после приземления на аэродром в гробовом молчании выходили около двух сотен советских военнослужащих, лица которых были белыми от пережитого потрясения. Ни разговоров, ни шуток, ни улыбок… Если бы тогда был сбит душманами наш самолет, Игорь Федоров не простил бы в первую очередь себе такой огромной и невосполнимой потери. Ребята его взвода разведывательной роты 357-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии должны были из укрытия подавлять все душманские точки, откуда враги могли вести прицельный огонь вблизи аэродрома…

В начале 80-х Игорь Федоров точно знал, что станет разведчиком. Тысячи тогдашних ребят воспитывались на отечест­венном блокбастере «В зоне особого внимания». Игорь грезил служить в элитных десантных войсках, прыгать с парашютом. И хотя отец ходил в море на гражданском судне, он мечтал поступить в Рязанское воздушно-десантное училище. Мечта сбылась.

И вот командир разведывательного взвода старший лейтенант Игорь Федоров оказался в Кабуле.

— Жарой и нищетой встретила нас столица Афганистана, — вспоминает лето 1988 года ветеран афганской войны. — В наши обязанности входило сопровождение колонн с продовольствием, которые шли из Советского Союза в помощь афганскому народу. Именно продовольственные колонны становились объектом нападения душманов. Каждое такое сопровождение бы­ло сопряжено со смертельным риском, не говоря о засадах, на которые ходили каждую неделю наши разведчики. Видели ли мы врагов в лицо? Конечно. И стреляли в ответ, как стреляли в нас. Нам многое удавалось не потому, что мы были опытнее душманов, отнюдь, они хитрее и коварнее, а мы — сплоченнее. И в этом была наша сила.

За выполнение этих боевых заданий Игорь Федоров награжден орденом Красной Звезды. Можно ли подсчитать, сколько раз на самом деле командир разведывательного взвода подвергал свою жизнь смертельной опасности! Игорь Павлович имеет еще один орден — «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени. Ему довелось служить на той самой прославленной БМП, на которой в свое время воевал Герой Советского Союза Александр Корявин.

В ночь с 7 на 8 февраля 1989 года полк, в котором служил Игорь Федоров, выходил крайним (не говорят — послед­ним) из Афганистана. Длинная колонна пошла на перевал Саланг.

— Чем выше в горы, тем холоднее, началась настоящая метель, — вспоминает ту памятную ночь ветеран. — Мы с ребятами на нашей легендарной БМП находились в середине колонны. Когда достигли практически пика, показалось, что вдруг разверзлись небеса, и на нас обрушились тонны снега. В один миг лавина унесла в пропасть трех бойцов на КамАЗе, следовавшем за нами. Словно пушинку, а не стальную махину, лавина крутила прижатую к скале БМП. Она остановилась буквально в метре и замерла над пропастью. Это было спасением. Не мешкая ни минуты, я с пятью бойцами стал орудовать лопатками, чтобы освободиться из снежного плена. И это нам удалось. Затем раскопали еще двадцать военнослужащих, засыпанных толс­тым слоем снега вместе с техникой. Все мои разведчики оказались живы и невредимы. Правда, одного из бойцов освободили из-под снежного заноса через пятнадцать минут, думали, не выживет, он еле дышал… Неправда, что десантники не плачут. В день похорон своих товарищей на территории воинской части перед установленным бюстом Героя Советского Союза Александра Корявина никто не мог сдержать слез…

Более тридцати лет Игорь Федоров отслужил верой и правдой в десантных войсках. В 2013 году ушел в запас с долж­ности заместителя начальника штаба 103-й отдельной гвардейской мобильной бригады (ныне —103-я отдельная гвардейская воздушно-десантная бригада) в звании гвардии подполковника. Но продолжает активную работу в областной организации Белорусского союза ветеранов войны в Афганистане.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Елена БАШУН. Фото из семейного архива Игоря Федорова.