Речники Западной Двины и Торопы сыграли важную роль в обеспечении 4-й ударной армии необходимыми ресурсами

logo
Пятница, 14.02.2020 08:24 | Рубрика: Беларусь помнит
02058

Российский Велиж находится у самой границы Витебщины, когда-то вхо­дил в состав ее земель. В начале 1942 года в ходе Торопецко-Холм­ской операции советские вой­ска очистили от немецко-фашистских захватчиков правобережную часть города, и по его территории вплоть до сентября 1943-го пролегала линия фронта. Существенную помощь 4-й ударной армии оказывал Западно-Двинский отряд, в рядах которого выполняла свою тяжелую и опасную работу юная Лилия Амосенко (в деви­честве Дадон).

Лилия Степановна родом из Велижа. Отец Стефан Аникеевич был судостроительных дел мастером, кормильцем своей немалой семьи. Вместе с женой Ульяной Петровной воспитывал четверых детей (позже, когда Лилию будут зачислять в отряд, неверно укажут в документах отчество, и девочка навсегда станет Лилией Степановной). Перед войной отец получил серьезную производствен­ную травму, поэтому призыву на фронт не подлежал.

В оккупации жили вместе — родители, их дети Василий, Лилия и младшая Люба. Старшая сестра Варя была уже семейным человеком (ее муж ушел на фронт в первые же дни войны), проживала в своем доме с двумя маленькими дочками.

Однажды зимой отец прибежал встревоженный, велел всем собраться буквально за пять минут и бежать к Варе в дом, который находился на окраине вблизи леса. Мол, сейчас начнется что-то страшное. Только спрятались все у Вари в погребе, как наверху загрохотало.

В момент затишья Лилия выбежала на крыльцо и закричала от изумления: «Папа, снега больше нет! Куда снег подевался?» Снег на самом деле никуда не подевался, но его скрывали от глаз своими телами красноармейцы в темной одежде. Они куда-то ползли по-пластунски. Продолжался тот самый бой, в результате которого правобережная часть Велижа была очищена от немцев.

Находиться непосредственно на передовой семья Стефана Аникеевича не могла. Какое-то время скитались по деревням, всеми мыслимыми и немыслимыми способами добывая пропитание. Годовалая доченька Вари умирала от голода, и мать ничего не могла поделать. К счастью, поблизости оказались красноармейцы. Командир принес для ребенка кусочек сахара. Девочка медленно съела этот сахар, открыла глаза… Ее удалось спасти.

Трудно сказать, чем закончилось бы для семьи ее хождение по мукам, если бы Стефан Дадон, участник Великой Отечественной войны с 20 апреля 1942 года, мастер речного судостроения, не вошел в состав Западно-Двинского военно-восстановительного отряда № 1.

Сколько нюансов, малоизвестных подробностей мы узнаем, общаясь с ветеранами! Ведь этот отряд в условиях бездорожья, заболоченной местности, отсутст­вия достаточного количества автотранспорта играл важнейшую роль в обеспечении советских войск в районе Велижа необходимыми ресурсами, прежде всего боеприпасами. Западная Двина и Торопа, как только освобождали свои воды ото льда, «трудились» сутками напролет.

Но вначале, пока была зима, строили баржи. Ученик плотника 1-го отделения Лилия Дадон, еще сущий подросток, а не девушка, но тоже боец отряда, лихо работала топором. Минимум 12 часов в сутки. В один из рабочих моментов неудачно взмахнула огромным для нее топориком и повредила себе ногу.

К началу навигации были готовы 9 таких судов. А затем, начиная с 23 апреля 1943 года, матрос судна № 53 (это официальная должность) Лилия Дадон участвовала в доставке снарядов по рекам Западная Двина и Торопа на передовую. Водным путем, находясь в постоянном напряжении от возможной бомбежки, шли до станции Старая Торопа, где бойцы принимали с борта ящики с бое­припасами. Одну баржу, вспоминает Лилия Степановна, фашистским стервятникам все-таки удалось уничтожить. Бывало и так, что ночью над головами речников с воем летели в сторону фашистов снаряды и трассирующие пули — возможно, для того, как полагает Лилия Степановна, чтобы на каком-то отрезке пути заглушить тарахтение катерка.

После освобождения Велижа и Суража старший брат Василий ушел на фронт добровольцем. А когда Красная Армия очистила от фашистской нечисти всю землю Придвинья, на базе военно-восстановительных отрядов № 1 и № 15 были образованы Витебские судоремонтные мастерские. В 1944-м семья Стефана Аникееевича переехала в разрушенный город на Двине, и с этого момента Лилия Степановна стала витебчанкой. А с 1947 года долгое время работала завхозом в детском саду.

В ноябре 1944-го старший сержант Василий Дадон погиб на фронте. «Это большая потеря для вас, но и для нас тоже большая потеря. Мужайтесь! Всем сердцем мы с вами!» — написал в письме родителям командир части. Лилия Степановна вспоминает, что мама тогда впала в оцепенение и какое-то время никого не узнавала вокруг.

Сегодня Лилия Степановна живет с правнуком. На парадном пиджаке ветерана Лилии Амосенко одна из самых дорогих для нее наград — медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». И в эту Победу свой достойный вклад внес военно-восстановительный отряд № 1, в составе которого выполняла свою тяжелую и опасную работу девочка-подросток Лилия.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ.