Фронтовой шофер Степан Ширяев был одним из миллионов советских людей, кто приближал Победу

logo
Суббота, 18.01.2020 09:36 | Рубрика: Беларусь помнит
01646

Хотим рассказать о простом советском солдате — нашем близком родственнике Степане Ширяеве.

Степан Михайлович родился в 1910 году в деревне Крупенино под Витебском в крестьянской семье. Перед войной работал шофером на фанерной фабрике (будущий домостроительный комбинат). Утром 22 июня 1941 года он, как обычно, пошел на работу. И вдруг — митинг, на котором объявили о вероломном нападении Германии на Советский Союз. Степана Михайловича призвали в армию на третий день. Он попал в часть, которая разместилась на берегу Западной Двины в районе нынешнего парка имени Советской Армии. Неделю строили укрепрайон для отражения наступления противника. Немецкие самолеты бомбили город ежедневно, а дней через 10 начался артиллерийский обстрел укреплений наших войск.

Командование отдало приказ: разбиться на группы по 4–5 человек, взять личное оружие и боеприпасы и лесами отходить в сторону Смоленска.

Степан Ширяев участвовал в обороне Москвы, а летом 1944 года — в операции «Багратион». Его часть наступала в направлении Орши. Узнав об освобождении Витебска, солдат отпросился у командира всего на одни сутки, чтобы навестить близких в освобожденном городе. Сослуживцы собрали ему гостинцев, и рано утром он пешком отправился из Орши в Витебск. Очень волновался: как жена, как дети, узнают ли его? Три года изнурительной войны — и никаких известий от близких.

На Витебск не было ни одной машины. Степан Михайлович снял сапоги, чтобы ногам было легче. К вечеру пришел в разоренный войной город.

Дом стоял заколоченный, участок зарос. Солдат лег в траву, заплакал. Потом задремал. На заре обошел все вокруг, но никого не встретил. Оставил возле дома часть гостинцев (сухари, сахар, консервы) и записку: «Я Степа, я живой, скоро конец войне, ждите». И пошел обратно на Оршу.

В дороге его нагнала автомашина с нашими бойцами, после полудня Степан Михайлович был в своей части. Конечно, все интересовались, как прошла встреча с родными, и сожалели, что она не состоялась.

Война продолжалась. Часть Степана Ширяева громила врага в Прибалтике. Степану Михайловичу выдали машину, не новую, но на ходу. У него, фронтового шофера, это был уже третий автомобиль после боев в Подмосковье.

На границе с Восточной Пруссией солдат получил долгожданную весточку от своей жены Серафимы Романовны. Семья уже вернулась из деревни в Витебск. Двое деток — старший сын Анатолий и маленькая Анеточка — умерли от кори. Дочь Аллочка и родители живые. И снова заплакал солдат — и от радости, и от горя.

Вернулся домой в июне 1945-го. Бежал к своим родным людям ног под собой не чуя. Радость долгожданной встречи никакими словами не описать… Позднее Степан Михайлович и Серафима Романовна сходили в деревню Полтево, где проживала семья во время оккупации и где были похоронены их дети.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Семья Виталия ПОГРЕБНЯКА.