Витебский феномен: футуристическая опера и супрематический балет

logo
Среда, 08.06.2016 09:22 | Рубрика: Культура
03312
Ровно год со дня открытия Народного художественного училища исполнился 27 января 1920 года. И учащиеся, и преподаватели готовились торжественно отметить эту дату, но в силу разных причин не уложились в намеченные сроки. Поэтому «Известия Витебского Губернского Совета крестьянских, рабочих, красноармейских и батрацких депутатов» только анонсировали торжественные мероприятия, которые переносились на начало февраля.

В честь первой годовщины училища предполагалось провести 2-ю отчетную выставку учащихся, торжест­венный вечер в городском театре с «художественным митингом», «живыми картинами» и спектаклем, а также осуществить «в исполнении, декорациях и костюмах исключительно учащихся художественного училища» постановку футуристической оперы «Победа над Солн­цем». К этому времени в недрах училища созрело новое творческое объединение — союз последователей Казимира Малевича.

На снимке: В. Ермолаева. Эскиз костюма персонажа «Пестрый глаз» для оперы «Победа над Солнцем». Витебск, 1920 г. В 1922 г. эскиз экспонировался на Первой художественной выставке русского искусства в Берлине.
Объединение «Молпосновис» (Молодые Последователи Нового искусства) было создано учениками К.Малевича в январе 1920 года. Через несколько дней к ним присоединились другие учащиеся, а также преподаватели училища, и объединение было переименовано в «Посновис» и занялось работой «по репетированию, постройке костюмов и писанию декораций для оперы А. Крученых «Победа над Солнцем» и «Супрематиче­ский балет». 14 февраля 1920 года группа приняла новое название — «Уновис» (Утвердители нового искусства) — и стала быстро превращаться в самую активную и влиятельную группировку шагаловской «академии».

Первое публичное выступление Посновиса состоялось 6 февраля 1920 года, когда в Латышском клубе в рамках вечера, посвященного «Неделе фронта», была показана футуристическая опера «Победа над Солнцем».

Впервые «Победа над Солнцем» была представлена «Первым в мире театром футуристов» 3 и 5 декабря 1913 года в Петер­бурге в театре «Луна-парк» и име­ла скандальный успех. Финансировало предприятие объединение «Союз молодежи», текст либретто написал Алексей Крученых, музыку — Михаил Матюшин, оформил постановку Казимир Малевич. К «зауми» текста и музыки прибавлялась «заумь» сценографии создателя супрематизма, что создавало единство художественного языка всей постановки. К.Малевич считал, что это действо открыло «новую дорогу театру».

В Витебске постановка «Победы над Солнцем» была реализована драматическим кружком художественных мастер­ских под руководством Веры Ермолаевой, с использованием ее эскизов декораций и костюмов. Как сообщала местная пресса, в опере использовалось либретто Алексея Крученых с прологом Велимира Хлебникова, но зрителей сразу предупреждали, что «по техническим обстоятельствам музыка будет отсутствовать». Правда, и на петербург­ской сцене к музыкальному сопровождению действа отнеслись по-особому — в дни премьеры опера исполнялась на расстроенном пианино, хор состоял из случайно набранных студентов. В Витебске в качестве звукового оформления использовалась своеобразная «конкретная музыка»: имитировались естественные звуки — шум мотора, грохот падавшего и разбивавшегося самолета — «Путешественника по всем векам». Игралась футуристическая опера в кубофутуристических декорациях, которые, как и костюмы, «строились» учениками училища из раскрашенных холста, марли, картона, с каркасами из проволоки для объемных деталей.

В вечер показа «Победы над Солнцем» посновисовцы в качест­ве первого отделения организовали митинг, на котором подмастерье училища Марк Носков сделал доклад «О новом искусстве». Во втором отделении была показана футуристическая опера, а в третьем — «Супрематический балет», созданный преподавателем училища Ниной Коган и представлявший собой «первый опыт балета, построенного не на танце, а на движении тектонических масс и цветов». В афише вечера «Супрематический балет» рекламировался следующим образом: «Впервые в мире. Участвуют 15 фигур. Танцы за ненадобностью отсутствуют».

Как смогли видеть те, кто пришел на вечер «Недели фронта», «Супрематический балет» представлял действо, в котором статисты переносили по сцене геометрические фигуры. Их перемещения были строго определены автором балета в соответствии с выстроенной ею системой последовательной трансформации супрематических форм. «Балет» Нины Коган стал важным событием в истории развития супрематизма, так как показал универсальность его системы.

Сбор от вечера, представленного посновисовцами 6 февраля, поступил на счет комиссии по организации «Недели фронта». Всего было продано 372 билета по 60 рублей каждый, что свидетельствовало о большом интересе публики к мероприятию. Для сравнения отметим, что на концерт-митинг, устроенный в пользу «Недели фронта» 5 февраля культурно-просветительной комиссией Витебского потребительского общества, на котором выступили актриса В.Драга, пианистка В. Мериин и выдающийся скрипач К.Григорович, было продано всего 117 билетов, хотя стоили они дешевле — всего по 40 рублей.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Людмила ХМЕЛЬНИЦКАЯ, историк искусства.