Венский бал в Витебске состоялся в пятый раз и собрал около сотни участников

logo
Понедельник, 16.12.2019 17:12 | Рубрика: Культура
05097

В зале витебской областной филармонии в эти выходные отшумел юбилейный Венский бал. Мероприятие, когда-то зародившееся по инициативе преподавателей гимназии № 2 (все репетиции проходили на ее базе, большинство участников – ее учащиеся), уже в пятый раз порадовало учителей, учащихся, родителей и гостей. По традиции программа бала включила в себя 3 отделения: всего 20 танцев, в их числе вальсы, польки и контрдансы.

Углубимся в историю Венских балов. Это традиционное мероприятие, проходящее, соответственно, в Вене. В начале XIX века в карнавальный сезон (зимние месяцы) каждый вечер в городе устраивалось до 250 балов! В танцах участвовали представители всех сословий: от аристократов до простых людей. Так и организаторы «Венского бала» в Витебске Элла Ивановна Коржицкая и Ольга Андреевна Таранда, открывая каждый сезон подготовки, уточняют:

– Мы будем делать то, что 100 лет назад делал каждый человек.

История витебского бала уходит в не столь далекий 2015 год. Тогда два классных руководителя 10-й параллели из 2-й гимназии захотели организовать внеклассное мероприятие для своих учеников. Стандартная дискотека или тематический школьный спектакль для молодежи стали не так актуальны. Помимо работы преподавателем белорусского языка и литературы Элла Коржицкая является руководителем клуба культурно-исторической реконструкции «Паўночная вежа». Более 10 лет Элла Ивановна занимается изучением танцев и обычаев прошлых веков. Команда клуба регулярно устраивает балы в родном городе, ездит по Беларуси, посещая малоизвестные усадьбы. Таким образом «Паўночная вежа» говорит:

– В Беларуси есть не только Мирский и Несвижский замки. Страна полна красот!

Уникальность Венского бала в Витебске – в его «беларускамоўнасці». Элла Ивановна на репетициях говорит только на белорусском языке, от чего дети, кстати, в восторге.

– Формат мирового масштаба, но со своей особенностью, своей изюминкой – этой задумке мы следуем с самого начала, – поясняют организаторы.

В самом первом Венском бале гимназии принимали участие только «свои»: учителя предлагали ребятами поддержать идею, но, по воспоминаниям участников, реакция была неоднозначной.


– Я была тогда в 10 классе. Нас собрали всех вместе в актовом зале, показали видео с балов, в которых участвовала Элла Ивановна. Все начали смеяться – думали, это какой-то новогодний маскарад, елка новогодняя. На первые репетиции я не пошла, но потом ребята начали рассказывать, как там классно! И многие присоединились, в том числе и я, – поделилась выпускница гимназии № 2 Алина Покрушинская (участвует в бале 5–й раз).

Сейчас контингент участников включает в себя не только учащихся гимназии – традицию поддерживают многие выпускники и ребята из других учебных заведений. Чаще присоединяются парни-новички, и на то есть свои причины:

– Парней в наших кругах заметно меньше девчонок. Во-первых, это демографический дисбаланс – женского населения в нашей стране больше. Во-вторых, футболом тоже интересуются девушки, но их меньше, так и на танцы скорее пойдет девушка, чем парень. Мы стараемся этот стереотип сломать. На этот счет у нас есть железная концепция: каждая девушка танцует не меньше половины программы, вне зависимости от того, пришел ты с парой или без, – пояснила организатор Ольга Андреевна Таранда.

То есть, дамы, которые пришли с парой, «делятся» кавалерами. Парни исполняют все 20 танцев, девушки – как минимум половину.

– Наш паркет не для соперничества, не для того, чтобы похвастаться, у кого танцев больше, у кого меньше, кто танцует лучше, кто хуже. Мы стараемся наладить сотрудничество между детьми. Ни один участник не должен остаться за бортом, – уточняет Ольга Андреевна.

Участники признаются, что физически трудно исполнить все танцы, но некоторые задаются такой целью, другие – приходят ради атмосферы, приводят знакомых и друзей. Несколько лет подряд в бале участвовали группы молодых людей из парашютного кружка, колледжа связи и кадетского училища. С помощью «сарафанного радио» о танцевальном празднике узнают однокурсники выпускников гимназии. Приходят за компанию на репетицию и остаются. Так произошло и с Алексеем Охрименко, учащимся 11 класса гимназии № 1.

– Перед первой репетицией было очень волнительно: никого из коллектива я не знал и думал, что со мной никто не будет танцевать. Но ребята оказались классными, втянулся в процесс очень быстро. Даже если тебе кажется, что ты неловкий, – все через это прошли, и после первого своего этапа – первого пройденного вальса – ты становишься более уверенным в себе.

И в этом, безусловно, помогает взаимообучение. Уже за первые 20 минут новый участник может научиться вальсировать благодаря партнерше. Бальный танец – командная работа. Как правило, тренировки начинаются с сентября (за 3 месяца до выхода на главный паркет). За это время все участники знакомятся друг с другом, некоторые находят новых друзей, а кто-то – даже вторых половинок! Организаторы уверяют: такие приятные моменты на счету бала имеются.

По нормам истинного бала с одним и тем же человеком можно исполнить не более 3 танцев за всю программу.

– То, что партнер постоянно сменяется, меня никак не беспокоит. Когда ты начинаешь танцевать, ты всегда должен быть готов к тому, что в твое личное пространство кто-то вмешивается. На репетициях это отличная возможность познакомиться со всеми поближе, и найти того, с кем будет комфортно танцевать на бале, – заявила Анна Абламунец, выпускница гимназии № 2 (участвует в бале 3-й раз).

По словам участников, самые сложные танцы в программе Богемская полька и Французский вальс, они же самые любимые! Трудность номер один Богемской польки – элемент пивот: за один шаг нужно повернуть на 180 градусов. Для Французского вальса – это бескомпромиссная выматывающая динамичность.

– Когда ты ошибаешься, просыпается азарт, хочешь танцевать лучше и лучше. Чем сложнее – тем интереснее, – заметил студент 3 курса ВГТУ Никита Панкевич (участвует в бале 1-й раз).

Волнуются перед балом практически все участники. Некоторые переживают, что могут порвать платье или наступить на ногу, другие – что опыта новичка недостаточно.

– Если ты все танцы доучил, то волноваться нечего. Иногда бывает, тебе говорят название вальса, а ты не понимаешь, что это, но, как только включается музыка, – тело само движется, – поделился Алексей Охрименко.

– Очень хорошо, когда ты начинаешь танцевать еще и за кавалера – иногда руководители даже заставляют это делать. Потом ты ощущаешь, что от тебя хотят, понимаешь, как себя держать и как двигаться, – рассказала выпускница гимназии № 2 Дарья Щербакова (участвует в бале 4-й раз).

Под мелодии ХІХ века ребята проводят 5 часов в неделю. Из минусов – только внушительный лестничный пролет. Алексей Охрименко с улыбкой подмечает:

– Чтобы добраться до репетиционного зала, нужно подняться на 4 этаж! Зато ноги к репетиции уже размяты.

Из плюсов – раскрепощение и новые имена в записной книжке.

– Я вообще закрытый человек, не очень коммуникабельный, но, благодаря Венскому балу, я научилась смотреть в глаза. Главное в вальсе – это зрительный контакт, так ты чувствуешь человека во время танца, это очень важно, – объясняет Дарья Щербакова.

Благодаря проведению «Славянского базара» Витебск у многих напрямую ассоциируется с камерностью. Вечерние концерты, уличные музыканты – все это делает областной центр идеальным местом для проведения и Венского бала. Творческий город создан для шуршания бальных платьев и торжественных полонезов.

Венский бал и благотворительная акция практически синонимы. Уже на протяжении 12 лет гимназия № 2 помогает Великолетчанскому детскому дому, организаторы бала проводили акцию «Наши сердца – детям». В этом году – все внимание католической благотворительной организации «Caritas». Гостей призывают принести детские журналы, раскраски, сканворды или книжки с наклейками и тем самым сделать жизнь детей немного лучше.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Полина СИВАЯ, учащаяся гимназии № 1. Фото Олега АПЕТЕНКА и Элизабеты ГУСАКОВОЙ.