Произведения аргентинского композитора впервые прозвучали на XXXI фестивале имени И. И. Соллертинского в Витебске

Пятница, 13.12.2019 11:05 | Рубрика: Культура
0827

Витебск в декабре по традиции становится центром музыкальных событий. Одно из них в стиле танго подарил XXXI фестиваль имени И. И. Соллертинского как раз в канун Международного дня танго, который отмечался 11 декабря. Намеренный это подарок или совпадение, неважно, суть в том, что город на Двине смог приобщиться к этому эмоциональному, неудержимой энергии жанру — к танго, включенному ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества.

Концерт в областной филармонии прошел с участием музыкантов с родины танго. Впервые завсегдатаи фестиваля услышали произведения аргентинского композитора Мартина Палмери — концерт для бандонеона с оркестром «О четырех временах года» и «Мессу из Буэнос-Айреса». Они прозвучали в исполнении Государственного камерного оркестра Республики Беларусь под управлением заслуженного артиста России Евгения Бушкова, студенческого хора Белорусской академии музыки под руководством Инессы Бодяко, солистов — сопрано Ирины Лой и Дарио Полонара (бандонеон). Как звучит бандонеон, который считается нацио­нальным символом Аргентины, фестивальная публика в Витебске услышала впервые, как и соло аргентинца-виртуоза Дарио Полонара, одного из самых именитых интерпретаторов танго. Дарио — музыкант в третьем поколении, он унаследовал инструмент, которому более 80 лет, от своего деда. Теперь выступает с семейным бандонеоном по всему миру. В Беларуси Дарио побывал впервые, как и автор прозвучавших произведений Мартин Палмери. Маэстро в концерте исполнял партию фортепиано.

«Мессу из Буэнос-Айреса», которую еще называют месса-танго, аргентинский композитор Мартин Палмери, вдохновленный музыкой танго нуэво своего великого соотечественника Астора Пьяццолы, написал в середине 1990-х. В этом крупномасштабном сочинении для оркестра, хора, фортепиано и бандонеона автор удивительным образом соединил музыкальные особенности нового танго и католическое богослужение. В 2013 году со своим сочинением композитор выступал в качестве пианис­та вместе с хором Кельнского собора и Roma Sinfonietta на концерте в честь папы Франциска в Риме.

На фестивальном концерте в Витебске прозвучали все шесть частей мессы-танго, а начинался он с исполнения цикла «О четырех временах года». Дирижер Евгений Бушков, обращаясь к публике и комментируя это сочинение Мартина Палмери, заметил:

— Автор выбрал нестандартное построение произведения, сначала звучит «Зима», а затем «Лето», «Осень» и «Весна». Композитор сочинял, опираясь исключительно на собственные ощущения. Музыка XXI века может считаться современниками сложной для восприятия, но знакомство с музыкой Палмери доказывает обратное — наш век рождает музыку, радующую сердца людей.

Аншлаговый зал подтвердил это щедрой овацией, оценив красоту звучания, виртуозность исполнения.

XXXI Международный музыкальный фестиваль имени И. И. Соллертинского щедр на подарки. На открытии форума классического искусства слушатели познакомились
с творчеством российского ансамбля «Академия камерной музыки» под управлением Игоря Бобовича (виолончель).

Музыканты — скрипачи и альтист — из этого квартета в насто­ящее время также являются артис­тами оркестра MusicAeterna под управлением известного дирижера-экспериментатора Теодора Курентзиса. Витебский концерт виртуозов «Академии…» стал премьерным выступлением не только в Витебске, но и в Беларуси.

Фестиваль продолжается. 15 де­кабря в филармонии встреча с ансамблем солистов «Классик-Авангард» под руководством Владимира Байдова, который 30 лет назад был одним из вдохновителей фестиваля имени И. И. Соллертинского. Коллектив подготовил новую программу «Гия Канчели. Порт­рет с друзьями». Дружба связывала этого композитора с Альфредом Шнитке, Арво Пяртом, Валентином Сильвестровым. Их произведения также прозвучат в концерте ан­самбля «Классик-Авангард».

А завершит программу праздника музыки 18 декабря Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь под управлением народного артиста Беларуси, лауреата национальной российской театральной премии «Золотая маска» Александра Анисимова. Солировать будет пианист Андрей Поночевный (ныне живет в США), единственный представитель белорусской фортепианной школы, удостоенный звания лауреата Международного конкурса имени П. И. Чайковского. В концерте прозвучат произведения Петра Чайковского и Дмитрия Шостаковича. Кстати, ни один фес­тиваль не обходится без музыки Шостаковича, с которым был дружен Иван Соллертинский, наш земляк. В 1920–1940-е годы двух гениев — композитора и просветителя, музыковеда — связывала дружба. Для их сыновей, известнейших людей в мире музыки, фестиваль имени И. И. Соллертинского в Витебске стал близким и родным. Пианист и дирижер Максим Шостакович в своем приветствии назвал его самым теплым и сердечным в кругу других фестивалей, а Дмитрий Соллертинский в поздравительной телеграмме отмечал, что витебский музыкальный празд­ник — фестиваль с честной творческой репутацией.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Юлии Дударевой.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений