Кабинету Александра Пушкина в Михайловском посвящена новая фотовыставка в Витебске

logo
Вторник, 21.05.2019 10:24 | Рубрика: Культура
03270

Фотовыставка «Михайловское. Кабинет Пушкина» из собрания Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» открылась в Центре современного искусства на улице Белобородова, 5.

Необыкновенная красота Михайловского, Тригорского, Петровского — заповедных мест на Псковщине, связанных с жизнью и творчеством великого русского поэта, передана в фотографиях Николая Алексеева и Алексея Лазарева. В экспозииции также представлены интерьерные снимки с изображением кабинета Пушкина, отдельных комнат, предметов мебели, быта.

Выставка позволяет окунуться в удивительную атмосферу здешнего раздолья, поэтический взгляд на природу фотографов напоминает, что Пушкиногорье — место вдохновения. В заповедник, действительно, многие возвращаются не раз, а кто-то остается навсегда. Так случилось и с фотографом Николаем Алексеевым, в прошлом корабельным врачом. 19 лет назад он приехал в Пушкинские Горы и остался здесь навсегда. Снимает в заповеднике во все времена года, числится сотрудником заповедника, занимается видеоархивом. Для Алексея Лазарева, который побывал и на Камчатке, и на Алтае, и на Байкале с их инопланетными пейзажами, местом магнетического притяжения стало все-таки Пушкиногорье. Плененный здешней красотой, фотограф приезжает, чтобы посмотреть на уже виденное другими глазами, и находит новые сюжеты!

Сотрудники Пушкинского заповедника презентовали выставку таким образом, чтобы зрители не только ощутили всю необыкновенную прелесть пейзажей, «заглянули» бы в кабинет поэта, но и узнали о быте усадеб XIX века, развлечениях в барских и крестьянских домах.

Методист Надежда Шабловская увлекла мастер-классом по настольным играм, рассказывая об истории проникновения некоторых из них в Россию, поясняя названия, а также то, почему они стали устойчивыми выражениями, таким, как играть в бирюльки. Эта игра требовала много времени и терпения. И потому фраза «играть в бирюльки» стала означать праздное времяпровождение. В выставочном зале ЦСИ на вернисаже желающие могли научиться играть не только в бирюльки, но и в блошки, в волчки и лото, в гусек.

Кроме того, многие зрители, пришедшие на выставку, дружно скрипели перьями. Оказалось, что каллиграфия при помощи гусиных перьев для современного человека нелегкая наука. Урок письма преподала методист Елена Федорова. А вот музейный специалист Михаил Кузьмин, разодетый как крестьянин XIX века, увлек посетителей подвижными играми, такими, как закидушки, фурчалка, малечина-калечина, бабки. Все эти народные игры, которыми развлекались крестьяне, не чужды были и помещичьим семьям.

—Думаю, Александр Сергеевич хорошо знал игру в бабки, — говорит Михаил. — У него даже короткий стих есть «На статую играющего в бабки»…

К слову, четверостишия «На статую играющего в свайку» и «На статую играющего в бабки» поэт посвятил двум скульптурам на выставке в Академии художеств в Петербурге в 1836 году, выразив восхищение их народностью.

Сотрудники Пушкинского заповедника накануне открытия выставки в Центре современного искусства с лекциями и мастер-классами побывали в витебских гимназии №3 имени А.С. Пушкина и гимназии №7, собрав около 200 ребят.

До Витебска экспозиция побывала только в столице Молдовы Кишиневе, в нашем городе соседи-россияне оставили «Михайловское. Кабинет Пушкина» до 10 июня.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото автора.