На вернисаже к 100-летию живописца Петра Явича в Художественном музее посетители могли встретить некоторых героев его портретов

logo
Пятница, 07.09.2018 21:38 | Рубрика: Культура
03258

К 100-летию Петра Явича, мастера живописи, внесшего огромный вклад в сокровищницу национального изобразительного искусства, приурочена выставка в Художественном музе.

В памяти живет картинка, когда 90-летний Петр Максович, уже на костылях, сопровождаемый сыном, поднимается по лестнице в выставочный зал Центра современного искусства, где открывалась его юбилейная персональная выставка. Тогда вернисаж собрал очень много людей. Все, кто ждал Петра Явича и видел это восхождение, встретили старейшего художника громкими аплодисментами. Исторический момент ощущался очевидно — это был апофеоз мастера, на тот момент уже классика в изобразительном искусстве. Пожалуй, та выставка была последней прижизненной. Однако преклонного возраста художник еще успел вместе с сотрудниками Художественного музея поработать над созданием первой экспозиции своих картин, переданных им в фонды в разные годы.

И здесь же, десять лет назад состоялась гражданская панихида по Петру Явичу, художнику, приверженцу соцреализма, чье творчество символизировало целую эпоху. Он был удостоен почестей, что и его учитель Юрий Пэн, основатель первой школы рисования в Витебске, с которым город прощался в 1937 году в этом же здании, что символично.

Петр Явич долгие годы был единственной живой нитью, соединявшей с истоками витебской художественной школы, со школой Пэна. Как благодарный ученик, он не только хранил в памяти многое об учителе, но и охотно делился воспоминаниями с исследователями-искусствоведами, в интервью с журналистами. Петр Явич, ставший легендой в белорусской живописи при жизни, теперь — личность из истории витебской художественной школы, ровесником которой он является. Хотя…Еще многие в Витебске помнят его добрый взгляд, интонации голоса, вдохновенные рассуждения о красоте, искусстве. А его родные до сих пор не скрывают слез, как и на нынешней выставке в Художественном музее, в окружении таких знакомых, дорогих сердцу портретов, пейзажей, натюрмортов — картин, история почти каждой из которых домашним известна.

Вот вам и столетие, эпоха. Она жива и дышит…

Петр Явич родился в Венгрии, но в 1926 году вся семья вернулась в Витебск, где были корни отца. Здесь Петр Максович с 1931 по 1933 год учился у Пэна, затем в Витебском художественном техникуме. Он воевал на фронтах Великой Отечественной. В послевоенное время был уполномоченным от Союза художников по Витебской области. И уже в тот период снискал славу одного из лучших портретистов республики. Он создал огромную галерею образов партизанских комбригов Витебщины, глубоко психологичных портретов артистов Коласовского театра, многих горожан. Лирическая живопись Петра Явича посвящена жене, детям, внукам. В коллекции художника есть и тематические картины, отражающие события советской истории.

Многие горожане обожали и до сих пор восхищаются натюрмортами Явича, кстати, очень трепетно относившегося к цветам как к квинтэссенции красоты.

На вернисаже к 100-летию мастера можно было на фоне портретов пообщаться с дочерью Еленой Богданович и сыном Александром Явичем, внуками. И снова они вспоминали о том, что отец любил Беларусь, Витебск, потому что только здесь он смог стать художником, о его характере — Петр Максович мог часами работать в мастерской, на пленэре, любил живопись, жизнь, никого не хулил, был всем доволен. Как не вспомнить слова художника: «Я не променял Витебск ни на какой другой город, а счастлив тем, что мне никто не мог помешать работать, и я не изменил реалистической живописи».

Произведения П.Явича находятся в фондах Белорусского союза художников, Национального художественного музея Беларуси, Музея современного искусства в Минске, Витебского областного краеведческого музея.

Выставка «Художник П.М. Явич» в Художественном музее, которая будет открыта здесь до 5 октября, создана на основе полотен из семейной коллекции и музейного фонда.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.