В Арт-центре Марка Шагала экспонируется выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода»

Четверг, 08.02.2018 14:54 | Рубрика: Культура
01440

Старт совместному проекту Музея Марка Шагала в Витебске, фонда Александра Печерского (советский лейтенант, в 1943 году организовавший восстание заключенных в нацистском лагере смерти Собибор) и галереи «Веллум» (Москва) был дан в канун Международного дня памяти жертв Холокоста и посвящен этой скорбной отметке в календаре.

Витебск стал первым городом, в который привезена для экспонирования коллекция графики Меера Аксельрода (1902 — 1970), собранная из частных архивов. Художник родился в белорусском городе Молодечно, с 1918-го жил в Минске, он выпускал рекламные плакаты для кинотеатров, служил чертежником управления связи Красной Армии. После участия в художественной выставке в Минске получил от Наркомпроса Беларуси направление на учебу в Москву, учился на графическом факультете в знаменитом ВХУТЕМАСе.

Меер Аксельрод работал с Сергеем Эйзенштейном в составе съемочной группы фильма «Иван Грозный», участвовал в выставках в Москве и Беларуси. После смерти художника работы его экспонировались в Лондоне, Нью-Йорке, городах Германии и Израиля.

Меер Аксельрод оставил большое творческое наследие — около шести тысяч живописных и графических произведений. Его картины находятся в крупных музеях России.

В Беларуси же только несколько работ хранятся в Национальном художественном музее. Так что с открытием выставки М. Аксельрода в Витебске начинается возвращение имени этого большого художника на родину.

В экспозицию вошли графические работы, объединенные общей темой. Это эскизы и наброски к серии «Немецкая оккупация» («Зверства немцев»), выполненные в 1942-1943 годах, цикл композиций «Гетто», в котором автор спустя 20 лет развивал тему военной трагедии, а также иллюстрации и рабочие материалы к книгам Нояха Лурье, Ривы Рубиной, Михаила Лева, Лейбы Квитко и других. Насилие, расстрелы, руины, пепелища… Мрачные сюжеты с документальной точностью передают трагические события военных лет.

Меер Аронович избежал кошмара оккупации, гетто, но он взошел на эту Голгофу как художник: каждый сюжет выписан страдающей душой современника тех ужасных лет.

— Наша задача сделать эти работы достоянием широкого круга зрителей на постсоветском пространстве и в Европе. Эту крупную коллекцию Аксельрода планируем показать в Русском музее, в германо-российском музее «Берлин-Карлсхорст», в Израильском музее сопротивления, — рассказал на открытии первой белорусской выставки председатель фонда Александра Печерского, историк, коллекционер из Израиля Илья Васильев.

К выставке «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» организаторами подготовлен каталог с предисловием витебского искусствоведа Людмилы Вакар.

В Арт-центре Марка Шагала коллекция будет находиться до 28 февраля.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений