Гран-при IFMC-2016 увозит в Китай Юйчен Яо, а премию Евгения Панфилова не присуждали

logo
Понедельник, 28.11.2016 15:47 | Рубрика: Культура
02148

В воскресенье торжественным гала-концертом и награждением победителей конкурса в Витебске завершился XXIX Международный фестиваль современной хореографии.

Юйчен Яо.

Какую цену нужно заплатить за то, чтобы научиться, как надо жить? Хореографический ответ солиста Центрального ансамбля песни и танца армии КНР Юйчена Яо в постановке «Мои меридианы» Чжана Цяна заслужил Гран-при (премия 5 тысяч долларов) — высшую оценку жюри, в котором под председательством профессора Пекинской академии танца Сяо Сухуа работали известные хореографы из Беларуси, Великобритании, Ирландии, Испании, Латвии и Украины.

К слову, на IFMC в свое время вошло такое понятие, как китайский синдром, когда представители Поднебесной с завидным постоянством завоевывали Гран-при международного конкурса IFMC. В истории фестиваля нынешний главный приз стал пятой высокой наградой, увезенной из Витебска в Пекин, причем хореограф Чжан Цян десять лет назад уже праздновал триумф на легендарной сцене IFMC.

Совместный проект кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств
и хореографа из Варшавы Мацея Кузьминьского.

Участие артистов из Китая, демонстрирующих невероятную пластику движения, всегда обостряло интригу конкурса. Хотя в этот раз и жюри, и члены экспертного совета признавали, что конкурсанты, среди которых много дебютантов на IFMC, отлично владеют «азбукой тела», профессионально подготовлены, вплоть до того, что идут на шаг впереди от хорео­графов-постановщиков.

16 танцевальных коллективов, а это половина заявленных на конкурс, вышли в финал, работы которых, по словам Сяо Сухуа, более-менее достойны представлять лицо этого конкурса. «Техника танцоров и танца намного выше, чем то, что я видел здесь последний раз шесть лет назад. Но мне не хватило глубины идеи в произведениях, смысла, которые должны воплощаться в оригинальной форме», — отмечал китайский профессор, опираясь на свой главный критерий оценки, о котором заявлял в начале конкурса.

Диана Юрченко (слева).

Такой творческий марафон — всег­да ожидание неких открытий, эмоцио­нальных потрясений и откровений. Этого не случилось, что признали и другие члены жюри — художественный руководитель Большого театра оперы и балета Беларуси Юрий Троян, руководитель театра «Киев модерн-балет» Раду Поклитару, который также отмечал общую болезнь молодых авторов — тяготение к глобальным темам и раскрытие их на сцене через излишне сложные понятия.

— Конкурс был достойным как никогда, ровным — без взлетов и открытий, но и без провалов. Это говорит о том, что все научились каким-то базовым вещам и понятиям, хорошо двигаются, но важно научиться говорить и главное, чтобы хореограф знал, что он скажет, — подчеркивала бессменный председатель экспертного совета, критик, член жюри театральной премии «Золотая маска» Лариса Барыкина (Россия).

Любопытен и взгляд со стороны зарубежных участников, впервые побывавших на IFMC. Известная испанская хореограф и танцовщица Ева Йербабуена довольна своим открытием: «Я приехала с ожиданием понять страну, которую не знаю. И вижу главное, что здесь огромное количество молодежи, которую что-то волнует, беспокоит в жизни, артисты хотят этим делиться».

В международном конкурсе большим было представительство Беларуси — 9 коллективов. И первую премию (3 тысячи долларов) завоевал совместный проект кафедры хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств и хореографа из Варшавы Мацея Кузьминьского за конкурсную работу After before. Вторую премию разделили киевские участники — театр «Табиле модерн балет», представивший произведение хореографа Татьяны Чакавай «Четыре образа греха», и проект Екатерины и Анатолия Водзянских за работу Second floor (к слову, все пять украинских участников стали финалистами). Третьей премии была удостоена конкурсная работа Memorize- Memories молодого эстонского хореографа и исполнительницы Хелин Юрманн. Ее номер, на взгляд исследователя в области театра и современного танца Татьяны Ратобыльской (Германия), был самым модерновым, с новым хореографическим языком.

В этом году принято решение не присуждать премию имени Евгения Панфилова, которая обычно вручается лучшему хореографу. Призовой фонд обеспечил четыре специальные премии, которых были удостоены — проект Дениса Чернышова из Челябинска («За достойное во­площение темы человека и виртуальной реальности» в работе Error), хореограф театра танца «нОга» Ольга Горобчук из Омска («За режиссуру и хореографию спектакля» — конкурсная работа Five) и наш витебский театр-студия современной хореографии Дианы Юрченко — «За новизну и творческую фантазию».

Впервые на фестивале в роли жюри выступали и сами конкурсанты, определявшие по своему усмотрению лучшую работу IFMC. Так, диплома «Признание коллег» молодежь удостоила работу «Соль», представленную проектом Анастасии Харченко и Петра Наку из Киева.

На протяжении многих лет генеральным партнером фестиваля современной хореографии в Витебске является СООО «Белвест». От белорусского предприятия-бренда удостоен специального диплома «За неуклонный творческий рост» театр-студия современной хореографии под руководством заслуженной артистки России Ирины Афониной.

Поддержка учредителей — Министерства культуры, Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси, витебских облисполкома и гор­исполкома — позволяют организаторам IFMC — Центру культуры «Витебск»— сохранять устоявшиеся традиции. Фестиваль всегда служит информационной, образовательной площадкой в области современного танца. В рамках IFMC 10 практических мастер-классов молодежи дали хореографы из Латвии, России и Беларуси, Испании и Франции, Люксембурга.

А для зрительской аудитории предоставлена возможность познакомиться с мировыми хитами, премьерными спектаклями.

На прощальном вечере фестиваля публика аплодировала артистам Большого театра оперы и балета Беларуси, представлявших постановки знаменитого Иржи Килиана «Шесть танцев» и «Маленькая смерть».

Аплодисменты на IFMC звучали шесть дней. «Особая благодарность витебской публике за большое сердце, за доброжелательное отношение к танцу, — не случайно прозвучали со сцены слова народного артиста Беларуси Юрия Трояна. — Без такой атмосферы не было бы праздника IFMC, который проходит в Витебске 29 лет».

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото и видео Олега КЛИМОВИЧА.