В Витебске подходит к завершению XXVIII Международный музыкальный фестиваль имени И.И.Соллертинского. Приуроченный к 110-летию со дня рождения одного из самых авангардных композиторов ХХ века Дмитрия Шостаковича, нынешний форум тяготеет к современному искусству.
По задумке организаторов, на фестивале превалирует авангардная музыка, концертной программе сопутствуют выставки современного фотоискусства и дизайна. Расширились рамки научных чтений, которые объединили музыковедов из Беларуси, России, Украины и Китая.
— Огромное счастье, что фестиваль жив, что у него есть будущее, он ширится, наполняется новыми программами, незабываемыми встречами с интересными артистами, — приветствовала зрителей директор Витебской областной филармонии Елена Подоляк. — И наиболее приятно представлять на нашем фестивале талантливых белорусских музыкантов.
На открытии фестиваля в областной филармонии 3 декабря (по традиции в день рождения Ивана Соллертинского) выступил струнный ансамбль БГАМ под руководством Людмилы Орловой, который исполнил сложную программу из произведений Шостаковича. Его музыка есть в репертуаре у многих участников фестиваля.
Судя по наполненным публикой разного возраста залам, за годы существования фестиваль воспитал своего зрителя — чуткого и думающего. Ведь музыкальный язык Шостаковича, тщательно изучившего классические и авангардные традиции, часто был не понятен большинству. «Сумбуром вместо музыки» назвал Сталин в 1936 году оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Тем не менее автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и спектаклей был удостоен множества правительственных наград, творчество композитора стало символом музыкальной культуры ХХ века. Шостакович был лучшим другом Ивана Соллертинского, и почетными гостями форума стали сын этого выдающегося музыкального и театрального критика, один из непосредственных организаторов витебского фестиваля Дмитрий Соллертинский и внук великого композитора Дмитрий Шостакович.
— Дружба Соллертинского и Шостаковича — феномен, который интересует исследователей разных стран, — отметил Дмитрий Иванович. — Музыка Шостаковича звучит у нас на каждом фестивале, и я рад, что в этом году ее исполнили минские артисты… За 28 лет считаю себя не гостем фестиваля, а скорее гражданином Витебска.
Концерты фестиваля объединяет поиск новых средств выражения в музыке. Необычайно впечатлила зрителей игра неординарного пианиста-импровизатора Александра Марковича из Израиля, впереди встреча с латвийским трио Riga MEM и хорошо известным фестивальному зрителю белорусским ансамблем солистов «Классик-Авангард» под руководством Владимира Байдова. На этот раз ансамбль привезет в Витебск самобытный авангардный проект «Музыка руху «Маладая Польшча» на основе произведений композиторов рубежа XIX—XX веков. Ощущение дисгармонии жизни и стремление к творческой свободе, объединявшее этих авторов, нашли отражение в их музыке.
За годы фестиваль вырос из музыкальных рамок и стал культурно-образовательным проектом, что подтвердил и нынешний форум, который завершится концертом российского пианиста и композитора Никиты Мндоянца 13 декабря.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.