Журналист «Витьбичей» встретился с внуками репинского «Белоруса»

logo
Четверг, 15.10.2015 10:35 | Рубрика: Культура
02890
Вера Шаврова-Федорова, Владимир Шавров, Татьяна Шаврова-Атрошкина — внуки «Белоруса». Вера Шаврова-Федорова, Владимир Шавров, Татьяна Шаврова-Атрошкина — внуки «Белоруса».


Одна из известных картин Ильи Репина  «Белорус» была написана художником в здравневской  усадьбе в 1892 году. А в 1901-м приобретена у автора на 29-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок за 800 рублей и поступила в Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, где находится поныне. В Здравневе же экспонируется отличная копия знаменитого портрета Сидора Шаврова, в чьем облике художник оставил для истории образ белорусского крестьянина рубежа XIX-XX веков.

В своей статье «Илья Репин и Беларусь» витебский историк, исследователь темы Валерий Шишанов приводит цитату Репина, который много лет спустя после создания портрета писал о своей модели — статном, сильном красавце с открытым взглядом: «За рекой, против нас, жил крестьянин Сидор Шавуро, он позировал мне, стоя на воздухе перед окном моей мастерской. Шавуры — семья из нескольких братьев и сестер. Сидор, как старший брат, наследовал старшинство по смерти отца; дом же был зажиточный, порядочный... со слов меньшого брата, Сидор знал наизусть много стихотворений Лермонтова, Пушкина и громко с чувством распевал их даже в поле и по дороге».

Для внучки «Белоруса» витебчанки Веры Артемовны Федоровой это — бесценное свидетельство, хотя она, как и все в их большой и дружной семье, многое знает о Сидоре Ивановиче по рассказам родителей, да и дети ее — правнуки героя репинской картины  — уже своих детей знакомят с домашними преданиями. История эта совсем не на дальних полках памяти, ею занимались краеведы, музейные работники, коллеги-журналисты, ребята из краеведческого кружка СШ №15 в Рубе, которые  во главе со своей учительницей, настоящей подвижницей Валентиной Рыдлинской составили родословную семьи Шавровых.

С Верой Артемовной мы разговорились, когда я передавала ей фотографию, сделанную по случаю в музее-усадьбе И.Е. Репина возле портрета Сидора Шаврова.

— Ой, такой у нас еще не было, — сказала она. — Знаете, мы все в семье относимся с огромным уважением к тому историческому факту, что великий художник нарисовал нашего деда, его портрет вошел в историю искусства, это приятно.  А с нами остался его образ —  уважительного и уважаемого человека.

У Сидора и Ефросиньи Шавровых было девять детей. Жили они в деревне Сахарово. Все работали, в хозяйстве имелись кони, семья держала коров, обрабатывала землю.

Сидор Иванович умер перед войной, я никогда его не видела. Я, восьмой ребенок  у родителей моих Артема Сидоровича и Анны Андреевны  Шавровых, появилась на свет в 1954 году. Папа рассказывал про строгий  уклад в семье деда. Наверное, многое передалось: нас воспитывали в строгости, за столом все должны были сидеть ровненько, не разговаривать, ложками не стучать, иначе — брысь из-за стола (смеется). Гулять пойдешь, значит, не бегать с улицы в дом и назад, здороваться со всеми, кого встречаешь…

До войны отец построил дом в городе, на Песковатике. Немцы сожгли тот дом. Родители  —  участники Великой Отечественной войны, были в партизанах, воевали под началом Данилы Райцева. После войны папа работал лесником, в мелиорации, жили в Каменице, а потом в горпоселке Руба.

Я окончила политехникум в Минске, работала в бухгалтерии на Витебском ковровом комбинате, моя сестра Татьяна Артемовна закончила Горецкую сельхозакадемию, живет в Рубе, как и брат Владимир Артемович, который работал бригадиром на «Доломите». Еще сестры живут в Коханове Толочинского района. Все мы уже пенсионеры, — продолжила рассказ Вера Артемовна. — А вообще в нашей семье есть и юристы, и банковские работники — это мои дети Анна и Владимир, есть врачи, инженеры и даже профессор — правнук Сидора Шаврова, один из сыновей  моей сестры Надежды Валерий Домбровский — известный белорусский ученый-орнитолог, а по-французски говорит, как мы с вами по-русски…

В городах живем, а сохранили крестьянскую жилку, у всех дачи. У меня, например,  дача на репинской стороне, теперь напротив дедова Сахарова. Землю любим, а что мы без нее родимой? Она силу дает… Люблю красоту нашей придвинской природы. Здесь, на этой земле, корни мои навсегда проросли, здесь начало истории всей моей семьи…

Вот такой довелось услышать монолог, начав разговор о картине Репина. Разве можно что-то еще добавить?

Наталия Крупица. Фото автора.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.