Накануне 30-летия витебского народного киноклуба «Диалог» его основатель Сергей Матыленок дал интервью корреспонденту «Витьбичей»

logo
Вторник, 27.10.2015 10:02 | Рубрика: Культура
03326
IMG_1676Витебский народный киноклуб «Диалог» в ноябре отметит тридцатилетие с момента основания.

Для аудитории, живо интересовавшейся достижениями зарубежного и отечественного кинематографа, творчеством культовых режиссеров и так называемым кино не для всех, в Витебске был создан киноклуб «Диалог», который поначалу назывался кинотекой проблемного фильма. Это была инициатива выпускника ВГИКа Сергея Матыленка, он, киновед-профессионал, все тридцать лет остается бессменным руководителем киноклуба.

С Сергеем Алексеевичем мы встретились для ретроспективной беседы.

— А все-таки почему — «Диалог»?
— Идея дискуссионного киноклуба в том, чтобы собраться не только для просмотра, но и для того, чтобы высказать свое мнение, рассказать о возникших ассоциациях, «расшифровать» кинометафоры, то есть дойти до сути увиденного на экране. Истина и понимание материала приходит в диалоге. Вот и вся разгадка нашего названия. Принцип сохраняется — я устраиваю лекторий, просмотр кино и его обсуждение, как и атмосфера — единения мысли, фильма и зрителей. Я ощутил это в полной мере, когда учился во ВГИКе на киноведческом факультете. Знаком был со многими руководителями киноклубов в СССР, которые устраивали показы знаковых фильмов.

— Вы работали в Дирекции горкиносети, на базе кинотеатра «Спартак» открыли киноклуб. Тогда, в 1980-х, сложно было «добывать» кино для демонстрации в киноклубе? Какими были первые показы?
— Видите ли, интересное кино, то, что не сделает кассы, как считалось, «покоилось» на полках киновидео­проката, но не все фильмы выходили на экран. Уникальность ситуации в том, что они оказались востребованы и нужны целевой аудитории «Диа­лога». Я четыре года показывал кино, снятое с полок. Незадолго до смерти Андрея Тарковского, когда его разрешили дать на экран, нашелся в Полоцком отделении кинопроката совершенно «чистый», ни разу не показанный «Сталкер»! Кроме того, я часто ездил в Минск, оттуда привозил фильмы в Витебск, в том числе и «Зеркало» Тарковского…

Давали тогда по два сеанса в неделю, едва успевал формировать репертуар. Хорошо помню, что на первый сеанс «Диалога» собрались 120 человек. Потом было больше — аншлаги на показах Феллини, Бергмана... Люди хотели смотреть кино. На обсуждение картин оставались по сто зрителей, расходились в 11 часов вечера. Сейчас, конечно, вряд ли такую аудиторию можно собрать. А тогда услышать о том, что происходило в кинематографе, можно было разве в ТВ-программе «Кинопанорама» и из специальных печатных изданий.

Кстати, очень помогал «Диалогу» обком комсомола — ребята печатали программки, афиши киноклуба.

IMG_1684— Если следовать ретроспективному принципу, то хотелось бы вспомнить, какие фильмы бурно обсуждались, были резонансными в 1990-х и какие перемены произошли в клубе?
— «Диалог» вошел во всесоюзное кольцо киноклубов, и мы стали получать фильмы даже на языке выпускающей страны. К нашей работе подключились переводчики. Я привозил фильмы из видеотеки Всесоюзного общества друзей кино при Московском госуниверситете. Это было время знакомства с киношколами Польши, Болгарии, Швеции, о до­стоинствах которых наша публика мало что знала. Интересны были Бергман, Кеслевский, Вайда…

— А вы, Сергей Алексеевич, как подогревали свой профессиональный интерес? Важно же было многое и рассказать своим зрителям…
— Я постоянно ездил на кинофес­тивали. Для Всесоюзного киноклуба «Горизонт» на Московском кинофес­тивале разрабатывались специальные программы, устраивались встречи. Это был не только беспрерывный просмотр киноновинок. Нам, киноклубникам, довелось общаться во время творческих встреч с Милошем Форманом, Федерико Феллини, Анджеем Вайдой… Запоминающейся была встреча с Александром Сокуровым во время презентации одного из его фильмов. Много читаю и смотрю.

— За 30 лет поменялась публика?
— Нет. В «Диалог» приходят студенты, интеллигенция среднего поколения, пенсионеры — интеллектуалы, просто просмотры стали более камерными. Собираемся два раза в неделю в музыкальной гостиной Центра современного искусства.

— Какие картины смотрите и обсуждаете сейчас?
— Мы сохраняем тематическую направленность показов, у нас есть программы «Забытые шедевры», «Мастера современного кино», «Портрет режиссера» и другие. Сейчас киноклубовцам интересно черно-белое кино 1960-х, вызвала резонанс программа, посвященная 90-летию Донатаса Баниониса. Открыли для себя режиссерские работы Алексея Баталова. Откровение этого года — режиссер Геннадий Полока и его фильм «Око за око» по повести Бориса Лавренева «Седьмой спутник», снятый на Беларусьфильме. Эта работа единственный раз была показана на Минском кинофестивале «Листопад», а в прокате картины не было. Кстати, это единственный советский режиссер, ретроспектива фильмов которого состоялась в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне.

— А каков девиз киноведа Сергея Матыленка?
— Это перефразированные слова революционного классика. Из всех видов кино важнейшим является искусство (смеется).

Беседовала Наталия КРУПИЦА. Фото автора.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.