Витебское открытое акционерное общество «Керамика» празднует свое 70-летие

logo
Понедельник, 20.01.2020 14:48 | Рубрика: Экономика
04772

История одного из старейших предприятий республики корнями уходит в середину XIХ столетия. Уже тогда люди обеспечивали себя глиняной посудой, черепицей и кирпичом для строительства. Благо этим природным материалом витебская земля богата, а запасы сырья для «Керамики» разведаны на многие годы вперед. Можно сказать, что тогда и зародились трудовые традиции, благодаря которым ОАО «Керамика» сегодня славится своей продукцией не только в нашей республике, но и далеко за ее пределами.

22 марта 1995 года объединение было преобразовано в открытое акционерное общество «Керамика», которое сегодня является предприятием областной коммунальной собственности. Доля государства в акционерном капитале составляет 26,47 процента, остальными ценными бумагами владеют физические и юридические лица.

Не бюджетный вариант

За 70 лет коллектив акционерного общества преодолел многие испытания, были и взлеты, и падения. Главная особенность производства стройматериалов — высокая энергоемкость, потребление большого количества природного газа, стоимость которого зависит от курса доллара США.

— С очень серьезной проблемой наше предприятие столкнулось в конце 2014 года, когда произошел обвал курса российского рубля, а курс доллара стремительно пошел вверх. До 75 процентов продукции мы экспортировали в соседнюю страну, — рассказал генеральный директор ОАО «Керамика» Петр Прижитом­ский. — Поставки в РФ стали убыточны, изготовление блоков и камней керамических поризованных оказалось нерентабельным и на белорусском рынке, поэтому пришлось снять их с производства. Был долгий и трудный путь выхода из экономической нестабильности, мы сконцентрировали все усилия на производстве кирпича полнотелого керамического. Этот вид продукции востребован для кладки печей, каминов, широко используется при реставрации памятников истории и архитектуры. Конечно же, такой кирпич наилучшим образом подходит для строительства жилья, коттеджей, домов повышенной комфортности, так как ценен своей экологичностью, но при бюджетном строительстве не применяется из-за высокой стоимости. Кирпичные строения крепкие, теплые, простоять могут не одну сотню лет — проверено временем. Продукция ОАО «Керамика» из натуральных компонентов в своем ценовом сегменте успешно выдерживает конкуренцию с другими производителями.

— Ежегодно мы реализуем более 28 миллионов штук полнотелого кирпича, — включилась в разговор заместитель генерального директора по экономическим вопросам Ал­ла Кузменкова. — На протяжении многих лет ОАО «Керамика» имеет устойчивое финансовое положение. За 2019 год рентабельность производства составила 17 процентов, получено более миллиона рублей чистой прибыли. Коллектив из 280 человек вовремя получает зар­плату за свой нелегкий труд, за прошлый год она выросла на 12 процентов по отношению к предыдущему.

География поставок

Пожалуй, в Беларуси нет такого города, где бы не использовалась продукция ОАО «Керамика». Особенно много зданий из нее построено в Могилеве: крупные жилые районы, предприятия, церкви, костелы, банки, а также Свято-Николь­ский мужской монастырь в Гомеле.

В Витебске с ее применением восстановлена Покровская церковь, возведены Свято-Успен­ский собор, Свято-Троицкая, Свято-Харлампиевская церкви и другие святыни. Наш кирпич использовали при создании мемориала на Поклонной горе, храма Христа Спасителя в Москве, комплекса «Прохоровское поле» в Белгородской области. В подмосковном Монино и Ельне на Смоленщине из него построены целые жилые районы с полной инфраструктурой. Продукцию отгружают по железной дороге, и она уже добралась до Петропавлов­ска-Камчатского. На расстояния до тысячи километров покупатели вывозят ее автомобильным транспортом. Даже в эту зимнюю пору запасов нет, товар выкупают сразу.

На первых позициях

Убедительным свидетельством высокого качества и вос­требованности продукции с маркой витебской «Керамики», умения эффективно работать в любых экономических условиях являются неоднократные победы во многих конкурсах и соревновании за право быть занесенным на Доску почета (от районной до республикан­ской).

Доски почета акционерное общество удостаивалось по итогам работы в 2007, 2008, 2011 и 2012 годах, причем в 2012-м оно стало лучшим в республике по экономии ресурсов. Еще более пространного перечисления потребуют победы в конкурсах качества «Лучшие товары Республики Беларусь», «Лучшие товары на рынке Российской Федерации», лидер отрасли и лидер национальной экономики, неоднократный обладатель премии облисполкома за достижения в области качества и аналогичной премии Правительства Беларуси... Самый свежий титул — награда 2019 года в конкурсе «Лучшие товары Республики Беларусь». От многочисленных побед общество получило не только моральное удовлетворение, но и возможность расширить сеть деловых контактов, необходи-мую техническую и финансовую помощь, укрепить свой имидж.

Единой командой

На протяжении всей истории во главе предприятия находились высокопрофессиональные и уважаемые руководители. Здесь помнят и чтут вклад каждого из них: от фронтовика Ефима Левита, оборонявшего Сталинград и награжденного орденами и медалями Великой Отечественной войны, Сергея Кулакова, Бориса Смирнова, Анатолия Куля, Аркадия Вихнина до Петра Прижитомского. Вся трудовая биография Петра Сергеевича проходит на этом предприятии, пришел на «Керамику» молодым специалистом после вуза, а с апреля 2010 года он ведет производственный корабль вперед, умело обходя все преграды и труднос­ти на его пути. Генеральный директор — обладатель почетного звания «Человек года Витебщины-2013», в 2012-м был признан победителем конкурса «Лучший руководитель Витебской области».

«Керамика» всегда славилась своими трудовыми династиями (Шлыковы, Рябцевы, Пастуховы, Тхоревы, Храптовы, Селезневы, Жигмановы и другие). Люди, ощущая заботу о себе и условиях труда, не подводят на своих участках. В коллективном договоре предусмотрен ряд социальных выплат, есть возможность получить место или комнату в заводском общежитии. В связи с юбилеем лучшие на торжест­венном мероприятии в областной филармонии получат награды и поощрения. Большой и список ветеранов, которых также благодарят за труд и личный вклад в развитие ОАО «Керамика».

Задачи на завтрашний день

В условиях нарастающей конкуренции витеб­ский производитель не сбавляет темп. По словам Петра Прижитомского, долгосрочная цель — сохранить коллектив и обеспечить людям возможность хорошо зарабатывать. На имеющейся производственной базе можно нарастить объемы лишь на уровне 10 процентов, поэтому актуальна модернизация печей и дальнейшее снижение энергоемкости продукции, автоматизация процессов и неустанное поддержание высокого качества. Востребованность кирпича высокого ценового сегмента возможна только при строгом соблюдении этого базового параметра.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.