История витебских мостов на старых фото

logo
Суббота, 21.05.2016 13:01 | Рубрика: Социум
07097

Двинский мост. 1867 г.

Витебск, словно голубые артерии, питают четыре реки: Западная Двина, Лучоса, Витьба и Лужеснянка.  Участки города, разделенные реками, как связующие нити, соединяют мосты. В Витебске насчитывается двадцать мостов и мостиков (кроме железнодорожных и путепроводов), 11 из них — пешеходные. История витебских мостов занимает отдельную страничку в истории города. Расскажем о самых значимых.

Согласно письменным источникам и чертежу Витебска 1664 года, в замках существовало несколько мостов, которые являлись частью системы оборонительных сооружений. Один из них — деревянный мост через Витьбу со свайными опорами — соединял Верхний и Взгорский замки. Заручавский (Кривой) мост был построен через ручей возле нижнего замка с подъемной на цепях частью со стороны Заручавского проезда.

Были и другие мосты. Первый каменный мост в Витебске был построен через Витьбу в 1811—1814 годах между Соборной (ныне — площадь Свободы) и Рынковой (Ратушной) площадями. За его красоту или просто по цвету кирпича мост называли Красным. Имел он еще несколько названий: Рынковый, Городской, Иезуитский. Сейчас это железобетонный Октябрьский мост 1958 года постройки.

Красный мост. Первый каменный мост в Витебске. Был построен через Витьбу в 1811—1814 годах.

Кроме Красного, через Витьбу были прекинуты еще три моста. На Подвинской улице (нынешняя улица Толстого) издавна существовал узкий мостик для пешеходов. Выше по реке находился Мельничный мост. В конце XIX века был построен специальный трамвайный мост. Моста через Двину долгое время не было. И люди, и грузы переправлялись через реку на лодках. И только в конце XVIII века на месте старинной переправы возле Успенского собора появился свайный деревянный мост, который ежегодно или разрушался во время ледохода, или его растаскивали горожане, а затем возводили заново. Этот мост и стал прообразом главного современного моста Витебска — Кировского.

Кировский — самый большой, давно ставший досто­примечательностью и любимой «моделью» фотографов. Длина его — 236 метров. Он связывает правобережную и левобережную части города, открывая самые чудесные его виды. Оказывается у него был предшест­венник.

Первый мост через Двину строился, начиная с 1863 го­да, по проекту инженеров Эми и Грина по образцу проекта моста Сен-Жерменского предместья Парижа. Руководил строительством инженер-подполковник Александр Феттинг. К тому времени в Витебске был открыт железнодорожный вокзал, и необходима была связь основной части города с Задвиньем. Мост, который назвали Двинским, находился немного ближе к зданию современного драмтеатра. Открытие его состоялось 26 марта 1867 года. Для фотолетописцев Витеб­ска Двинский мост и тогда был настоящей находкой: его конструкции снимали в разных ракурсах и видах, он стал своеобразным архитектурным символом старого Витебска. Тот мост не сохранился: в начале Великой Отечественной войны был частично, а в 1944 году полностью разрушен.

После войны мост восстановили по проекту инженеров И.Гельфмана и П.Исаченко и архитекторов О.Ладыгиной, Е.Заславского. Строительство сильно затянулось, объект ввели в действие только в 1955 году и назвали Кировским в честь советского госдеятеля С.Кирова. Спус­тя полвека — в 2004-2005 годах — Кировский реконструировали: расширили тротуары, заменили дорожное покрытие. Тогда же у его начала, со стороны Благовещенской церкви, установили камень из опоры первого моста и подписали: «Этот камень лежал в основании Двинского моста, построенного в 1867 году». В 2010 году здесь установили декоративную подсветку.

Современный Кировский мост молчаливо хранит память о пожарах и ледоходах, бомбежках и взрывах, послевоенном восстановлении города — обо всем, что пришлось пережить жителям Витебска в разные эпохи. В его молчании — отголоски шагов наших отцов и дедов.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Татьяна Соловьева.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений