«Безбарьерная» среда в Витебске. С какими проблемами приходится сталкиваться пожилым людям и инвалидам, чтобы посетить общественные учреждения города

logo
Понедельник, 18.01.2016 15:11 | Рубрика: Общество
02359
безбарьерная среда инвалидыСоздание безбарьерной среды, на мой взгляд, относится к числу приоритетов нашего общества. И не потому, что в нем становится все больше инвалидов, а потому, что оно неуклонно, вслед за всеми развитыми государствами, стареет. Причем многие люди преклонного возраста по-прежнему остаются в строю, на коне, и даже если не работают, все равно вполне самостоятельны и свои житейские проблемы пытаются решать, не прибегая к помощи детей или более молодых родственников.

Несколько лет назад одна из моих родственниц, прожившая 75 лет в деревне, решила, наконец, оформить документы на участок, прилегающий к ее дому. От моей помощи отказалась. Сказала, мол, ты работаешь, у тебя дети, когда тебе со мной возиться? Поскольку сельский Совет находился в центре хозяйства, на расстоянии 20 километров, она наняла соседа, имевшего личный автомобиль, и он дважды ее туда свозил. После этой инстанции пожилая женщина, как и положено, обратилась в землеустроительную службу для обмера участка. Прождала с осени до весны, потом немного поскандалила по телефону, и, наконец, и это было сделано. Оставалось ей всего ничего — получить правоустанавливающие документы на землю в агентстве по государственной регистрации и земельному кадастру в Витебске. Вот здесь-то моя неугомонная старушка и сломалась!

Старое здание на улице Политехнической, хорошо отреставрированное, выглядело вполне современно, но было полностью лишено каких-либо технических возможностей доставить престарелое «физическое лицо» на четвертый этаж! Именно там и располагался отдел, занимающийся регистрацией и выдачей документов на землю. Кое-как поднявшись по крутой лестнице на верхотуру, проведя там несколько часов, тетушка окончательно ослабела и попросила сотрудников агентства «вызвонить» меня.

Признаюсь, и я изрядно вспотела, одолевая этот подъем, а затем спуск с повисшей на моей руке полумертвым грузом старушкой — известно ведь, что с больными ногами иногда сложнее как раз идти вниз! Нам пришлось еще дважды посетить эту организацию, чтобы завершить процедуру, и каждый раз я с недоумением спрашивала себя, неужели руководители агентства не понимают, что к клиенту, который зачастую и стар, и немощен, надо идти навстречу, спускаться к нему, а не заставлять преодолевать практически непреодолимые барьеры?

…Прошло несколько лет, неприятные впечатления позабылись. И когда после новогодних праздников мне позвонила другая, еще более престарелая родственница из глубинки и попросила узнать, что ей надо сделать, чтобы решить земельный вопрос, я ей тут же обрисовала схему. Правда, при словах «Витебское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» несколько замялась. А сможет ли 90-летняя женщина, к тому же весьма грузная, туда подняться? Я ее точно не втащу!

Отправилась на разведку. Внизу с разочарованием прочла, что прием физических лиц по-прежнему ведется на четвертом этаже, а вот начальству и юридическим лицам почему-то предоставлены преференции — второй этаж!

Расстегнув тяжелую шубу, стала преодолевать подъем. Вскоре догнала старенькую, тяжело дышавшую женщину. Она остановилась, ухватившись одной рукой за перила, другой — за сердце. Постояли, поохали.

— На втором этаже висит объявление, что участников Великой Отечественной, инвалидов принимают и там, в кабинетах для юридических лиц, — обратила мое внимание Людмила Сергеевна. — Но я ведь к ним не отношусь, хотя здоровье уже никакое! Надо было, конечно, раньше заниматься решением своих вопросов, пока были силы. А сейчас мне трудно ходить по инстанциям. Да, много где работают по принципу «одно окно», процедуры сбора и оформления документов упростились, но почему-то не везде понимают, что к людям надо быть ближе! Вот и в агентстве то же самое. Лучше всего было бы расположить службы по приему граждан вообще на первом этаже, как это сделано, например, в горисполкоме.

…У консультанта на четвертом этаже выяснила, что представитель агентства может и сам выехать по месту жительства моей престарелой родственницы, но только на нашем транспорте. Клиент должен обеспечить его привоз и отвоз. Узнав о таких расходах, тетушка расстроилась: «Я сама в город приеду! Идти не смогу, так инвалидную коляску у Петровича одолжу — он сейчас как раз в Витебске в доме престарелых!» Пришлось ее разочаровать: тем, кто передвигается на колясках, в это учреждение и вовсе не попасть — на входе нет и намека на пандус, по которому можно было бы въехать в здание…

В качестве морали хотелось бы напомнить правило: если сказали «а» («Агентство — организация, выполняющая определенные поручения учреждений либо частных лиц». Т.Ефремова. Толковый словарь русского языка), то говорите и «б» — «безбарьерная», то есть такая, в которой ни субъекты хозяйствования, ни обыкновенные граждане, в том числе преклонного возраста или ограниченных возможностей, никаких преград не встретят.

Светлана ИВАНОВА.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.