Электросамокат в городе: о чем должны помнить любители средств мобильного перемещения на улицах Витебска

logo
Четверг, 22.07.2021 10:44 | Рубрика: Общество
03479

Многих горожан возмущает быстрая езда на электросамокатах, гироскутерах, сигвеях, моноколесах, велосипедах и других средствах мобильного перемещения по тротуарам. Это может привести к наезду на пешеходов.

Колесо опасности

Электросамокаты, движущиеся со скоростью 20–60 километров в час, действительно представляют опасность: столкнуться с таким устройством будет все равно, что с мопедом, только последний не появится на тротуаре бесшумно и его водитель знает, что за это ждет наказание с возможным лишением прав.

Даже невысокой мощности гироскутер при движении 10 километров в час в несколько раз превышает скорость пешехода и при столкновении с ним может нанести тяжелую травму.

У меня было несколько случаев, когда лишь секунда отделяла от столкновения с внезапно выскочившим на тротуар самокатом, с мчащимся прямо навстречу гироскутером. Отпрыгивать в сторону, когда на тебя, лавируя по тротуару, на приличной скорости несется 80 килограммов живого веса — и опасно, и неприятно.

Люди ездят на модных маломерах, часто не задумываясь, является ли этот вид передвижения безопасным для них самих и для пешеходов.

Недавно моя знакомая возвращалась с прогулки с дочкой, они почти подошли к своей машине, как с горки на них стремительно понесся самокат, она успела оттолкнуть ребенка в сторону, а сама была сбита лихачом. Потеряла сознание. Первой мыслью, когда очнулась, было — где ребенок, все ли с ним в порядке? Дочка физически не пострадала. У знакомой — сотрясение головного мозга и 21 день на больничном. Таков итог этого происшествия.

Поскольку гироскутеры, сигвеи и самокаты по действующим Правилам дорожного движения пока не являются транспортными средствами, то в случае если так называемый пешеход на самокате или гироскутере сбил или травмировал другого человека, в сводку ДТП это не попадет.

Лихачество наказуемо

Но наказания он не избежит. Какую ответственность может понести владелец мобильного средства за наезд на пешехода? Об этом мы попросили рассказать официального представителя УВД облисполкома Александра Колыско.

— Согласно действующей редакции Правил дорожного движения человек, использующий для перемещения роликовые коньки, самокаты, гироскутеры, сигвеи и иные аналогичные индивидуальные средства передвижения, считается не водителем, а пешеходом. Столкновение двух пешеходов дорожно-транспортным происшествием не является. Поэтому такие случаи регулируются гражданско-правовыми отношениями. Если самокатом, гироскутером или другим средством мобильности совершен наезд на пешехода, пострадавший имеет право написать заявление в милицию. Совершивший наезд может понести либо административную, либо уголовную ответственность. В случае если у пострадавшего есть телесные повреждения, лучше засвидетельствовать это медицинской справкой.

Опасность данных средств передвижения не только в большой скорости, но еще и в том, что их очень тяжело остановить. Процесс резкого и неожиданного торможения сопряжен с травмами и для самих владельцев этих средств мобильности.

Я поинтересовалась у продавцов, с какими скоростными характеристиками продают в нашем городе и выдают напрокат модные средства мобильности? И вот что узнала. Скорость 20 километров в час у электрического самоката распространенных моделей — норма. Что равно скорости велосипеда. При этом велосипедисты по правилам дорожного движения обязаны не создавать препятствий для безопасного движения пешеходов. Есть и такие самокаты, которые могут развивать скорость свыше 50 километров в час! С такой скоростью едет мопед, для управления которым необходимо наличие водительского удостоверения.

Нужны правила движения

Мода на популярные средства мобильности обгоняет законодательство. Четких правил, регламентирующих их использование, пока не выработано. Правила дорожного движения запрещают на самокате или велосипеде выезжать на проезжую часть, но и тротуар — пространство для пешеходов и не предназначен для скоростного движения.

Если взрослые, использующие элект­росамокаты, сигвеи и подобные средства, сами несут за себя ответственность, то подрастающее поколение — дело другое. Родителям не следует воспринимать модные средства передвижения для детей и подростков как безобидную игрушку. Ограничений по возрасту для компактного электросредства, которое удобно переносить даже в руках, пока не существует, поэтому при его покупке нужно руководствоваться здравым смыслом — не приобретать мощные средства. Например, в отличие от детских взрослые гироскутеры для профессионалов способны очень сильно разгоняться, нужны ли они вашему подростку? Может, важнее безопасность?

В странах СНГ тоже существует такая проблема. Например, в России количество столкновений владельцев мобильных средств с пешеходами и друг с другом с начала этого года увеличилась на 200 процентов, есть и единичные случаи гибели. В Санкт-Петербурге даже ввели правило, согласно которому скорость ширинговых (аренд­ных) электросамокатов при движении по городу не должна превышать 15 километров в час. Такие условия комитет по транспорту выдвинул компаниям, сдающим электросамокаты в аренду. Минтранс России выступил с предложением о введении ограничений для владельцев электросамокатов, роликов, скейтбордов, беговелов, их выделят в отдельную категорию участников движения.

В МВД Беларуси уже пошли по этому пути. Подготовлен проект указа, согласно которому в ПДД могут появиться специальные требования для владельцев электросамокатов, сигвеев, гироскутеров и моноколес.

Предложено закрепить понятие «средство персональной мобильности», которому будет разрешено разгоняться до скорости не больше 25 километров в час.

А на переходах она должна будет равняться скорости пешехода. Если возле тротуара есть велодорожка, ехать нужно будет по ней. Мощные устройства с электродвигателями в проекте указа предложено приравнять к мопедам с необходимостью получения водитель­ского удостоверения, страховки и прохождения техосмотра. Такое законодательство, к слову, уже действует в Великобритании и Германии, где мобильные электросредства приравнены к транспортным средствам.

Пока законодательная база в нашей стране находится на стадии подготовки, не лишними будут советы владельцам самокатов, гироскутеров, сигвеев и других средств, как не создавать опасные ситуации на тротуарах. К пешеходам нужно относиться с максимальной вежливостью и осторожностью. Объезжайте их на достаточном расстоянии. Если это невозможно, например, перед вами большая толпа, лучше заранее спешиться. Если вы пользуетесь электросамокатом на велодорожке, не стоит забывать, что существуют и другие участники движения. Например, такие же пользователи самокатов или велосипедисты, которые также могут вас не заметить. Нерегулируемые пешеходные переходы всегда преодолевайте пешком. Фликеры в темное время суток обязательны! Внимательно изучите, что ПДД говорит о велосипедистах, и применяйте это к себе (за исключением езды по проезжей части).

Самое главное для безопасности — взаимное уважение, культура на дорогах и тротуарах!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Екатерина ПУЧКОВА. Фото infonews.org.ua