Корреспондент меняет профессию: Когда я на почте служил…

logo
Понедельник, 19.09.2016 12:51 | Рубрика: Общество
02404

…нет, нет, конечно же, не ямщиком, как поется в известной народной песне! Нынче такого уже и не встретишь в нашей действительности. Но почтальоны по-прежнему служат. Естественно, есть у них, как и у других работников и специалистов связи, свой руководитель. А вот легко ли и интересно ли сегодня быть начальником почтового отделения?

Утро

По большому счету, на «работу» начальником почты я опоздала. И очень даже здорово! Просто поверила вывеске — мы привыкли видеть их у входа во все почтовые отделения города. Но, оказывается, это для посетителей они открываются с 8.00. На самом-то деле рабочий день, в том числе и для начальника витебского почтового отделения №1 Галины Рынкевич, начинается… в шесть утра. Так что за два с лишним часа до моего прихода Галина Климентьевна уже многое успела: проверила и подготовила для почтальонов все требуемые документы, в половине седьмого поступила информация в электронном виде о почтовых отправлениях. К приходу поч­тальонов все нужно подготовить. А сама почта прибыла из типографии еще в половине шестого, потому к этому времени пришла оператор Алла Якута.

На часах половина десятого, а почтальо­ны уже разнесли почту и пенсии в близлежащие дома.

— У нас в отделении работают 37 человек, из них почтальонов — 17, в том числе пять сельских, — знакомит начальник со своим коллективом. — И они обслуживают очень большую территорию: это не только городские участки, но еще и 36 пригородных деревень!

На смену неперспективным сельским почтовым отделениям в результате оптимизации производства три года назад пришли два передвижных пункта почтовой связи. И зря думают, что они подменили живое общение с людьми: машины ездят по деревням, на время останавливаются, сотрудники оказывают всевозможные услуги, и с людьми общаются, и кроме разнообразных товаров в самые дальние уголки привозят те же газеты, и подписку делают.

— А что еще «самого-самого» на вашем почтовом отделении?

— Как вокзал считается железнодорожными воротами города, так наше отделение связи можно назвать почтовыми воротами областного центра. И не только потому, что расположено оно также на Привокзальной площади: само здание — самое старое, послевоенное, — рассказывает Галина Климентьевна. — А, может, даже еще и довоенное? Это сейчас сделали ремонт и уже не видна былая лепнина. Здание — образец советской архитектуры, немного помпезное в сравнении с современными городскими постройками, но когда-то было первым послевоенным Главпочтамтом Витебска! Отделение и по сей день остается самым крупным среди 30 городских отделений почтовой связи.

Выходим в зал, чтобы посмотреть, как идут дела у девчат-операторов. Электронная очередь внесла порядок и спокойствие в напряженный ритм работы. Год назад на почтовом отделении установили видеонаблюдение. Благодаря этому обнаруживают и вещи, которые забывают люди.

— Однажды вообще почти криминальная история вышла! — говорит Галина Рынкевич. — Клиентка забыла кошелек, возвращается к нам расстроенная. Мы стали просматривать видео, и действительно, в зале на скамеечке — кошелек. Вскоре запись показывает, что в зал заходит какая-то женщина, увидела его. Села рядом, поставила свою сумочку, огляделась и… положила в нее кошелек. А на видео ее лицо видно.

Вызвали милиционера, женщину нашли. Призналась, что стыдно, черт попутал…

Впрочем, случаются на почте и счаст­ливые встречи. Люди здесь знакомятся, назначают свидания. Влюбляются и женятся!

— Пришел как-то молодой человек, деньги хотел положить на банковскую пластиковую карточку, а связь оборвалась и операция оказалась незавершенной,— рассказывает новую историю Галина Климентьевна. — Рабочий день в разгаре, людей много, и моя оператор Наташа ему предложила обменяться телефонами, чтобы в конце дня решить проблему. Они созвонились, познакомились, стали встречаться и поженились. Скоро Наташенька пойдет в декретный отпуск. И парень очень хороший, работает в МЧС. Поэтому я говорю: кто хочет замуж — пожалуйте на 1-е почтовое отделение!

Почтовая связь не стоит на месте, она очень быстро развивается.

— Помню, у нас были первые компьютеры «Онега». Конечно, ни в какое сравнение с сегодняшними не идут! — вспоминает начальник почты. — Потом появился первый компьютер посовременнее, информация сохранялась на дискетах, их отправляли в наше управление и там считывали. Затем появилась автоматизированная передача информации по каналам связи, сейчас — интернет, сервер. Да и к почтово-справочным терминалам люди все больше привыкают, даже пожилые клиенты. Очень удобно, не надо стоять в очередях. А рядом, в здании автовокзала, стоит еще и ПСТ с набором многих платежей, который не отключается и работает круглосуточно. Например, кто-то транзитом проезжает или не успел до закрытия нашего отделения опла­тить кредит, а срок истекает. Пожалуйста, несколько минут — и платеж поступает по назначению.

Небольшая очередь и у окошек операторов пункта приема и выдачи почтовых отправлений, одного из производственных участков почтового отделения №1. Наташа Мацкевич быстро вводит в компьютер данные квитанции, которую ей подала клиентка. Несколько секунд, и экран высвечивает место расположения мелкого международного пакета: вторая полка, третий стеллаж. Сейчас здесь просторно, но бывает, например перед Новым годом, до тысячи, а то и до двух тысяч коробочек, пакетов и даже посылок весом 30 килограммов приходит на адрес привокзального отделения.

Вот и думай: что тяжелее — проходить километры пути с доставкой или работать целый день в зале с людьми? Сразу и не скажешь...

Конечно, когда еще несколько лет назад бедствием для почтальонов в частном секторе были собаки, они даже нападали на человека с сумкой, полной корреспонденции, каждый начальник почты переживал за своего работника. Не одно заявление участковым было написано.

— Я на почте уже восемь лет, после ликвидации предприятия осталась без работы, вот и решила попытать счастья на почтовом отделении №1, — рассказывает почтальон Татьяна Смоликова. — И стать членом такого коллектива, действительно, обернулось для меня счастьем.

Это непосвященному покажется, что самой консервативной остается работа почтальона, но и в ней многое изменилось за последнее время, пришли новшества: программисты разработали для них электронные ходовики, поэтому сегодня подписка может идти до самого последнего дня месяца, информация быстро обрабатывается, прежние рукописные ходовички-тетрадки ушли в прошлое. Вот и Татьяна Смоликова оперативно обслуживает свой участок №4 общей протяженностью почти в 15 километров. Маршрут продуман очень удобно и оптимально, на карте-схеме участка обозначены все улицы, остановки, опасные переходы, а памятка для почтальона составлена маркетинговыми службами для продвижения услуг почтовой связи.

Есть разные категории клиентов, но среди особых — клиенты с детьми, пенсионеры и… мужчины!

Полдень

После ремонта у работников почтового отделения №1 появилась своя комната отдыха — светлая, большая, просторная, хоть свадьбы справляй! Сразу видно, что коллектив женский — на стенах картины, на столах — скатерти, салфеточки, самовар (для красоты), все аккуратно, везде порядок. Для приема пищи — полный и необходимый набор: холодильник, микроволновка, электрочайник, куллеры с питьевой водой, удобные шкафчики для посуды. Так напряженный рабочий день переносится легче. А мы, ежедневно пользующиеся различными услугами почты, порой даже не представляем, насколько же действительно нелегок труд людей, работающих здесь.

Чтобы убедиться в этом, самый раз заглянуть в соседнее помещение, где с недавних пор разместилась бизнес-поч­та. Ее Галина Рынкевич называет «моя дочка», потому что на самом деле некогда ее функции выполняли операторы Галины Климентьевны, теперь это особая структура, но здесь, кстати, работает ее дочка Екатерина Рынкевич — вот и почтовая династия!

В полдень — самый разгар работы на бизнес-почте, где выдаются международные посылки, отправления, оказываются услуги ускоренной почты EMS, обслуживаются юридические лица.

— У нас сейчас на обслуживании находятся более 500 организаций. Если мы начинали с малого количества посылок в день, то сейчас много крупных клиентов, которые привозят отправления большими партиями, выгружаем их до 2 тысяч! — рассказывает начальник бизнес-почты Наталья Цацаренко. — И когда, например, поступают посылки от одной из фирм по поставке рассады, семян, саженцев (высотой до 3 метров!), то все облачаемся в рабочие халатики, и тут уж не имеет значения, кто начальник, а кто подчиненный!

И здесь рабочий день начинается с шести утра, с сортировки, чтобы в 9.00 уже открыться для клиентов. Работают без выходных всю неделю, без перерывов на обед, ведь в любое время может зайти клиент. Единственное, суббота и воскресенье — выходные по обслуживанию юридических лиц, но физические обслуживаются без выходных, по мере поступления отправлений: их по посылочной ускоренной почте бывает до 250 в день, и курьеры развозят все по адресам. Работа с организациями и предприятиями налажена по договорам, поэтому на почте никогда не бывает очередей, даже за маркированной и немаркированной продукцией (конверты, бланки, открытки и многое другое).

— Само слово «бизнес» в названии нашей службы уже предполагает идеальную работу коллектива, — говорит Наталья Евгеньевна. — Здесь все долж­но быть четко. Если мы будем допускать оплошности, клиент от нас уйдет, а это серьезные юридические лица, которым нужно качественно оказать услугу.

Вечер

Да, сегодня начальник почтового отделения №1 Галина Рынкевич, наверное, кое-какую работу домой возьмет — столько времени потрачено на претендента поменять профессию…

— Работа начальника есть работа начальника. Это ненормированный рабочий день. Иногда не успеваешь, вот и несешь домой что-то дописать, доделать, потому что я люблю, когда все аккуратно, — признается Галина Климентьевна. — Главное, чтобы в семье понимали, а мне в этом повезло. Кстати, и я познакомилась со своим будущим мужем на почте — он конверт пришел купить!

В том возрасте, когда все девочки обычно играют в куклы и в «дочки-матери», Галина прибегала к своей тете на почту и играла с бланками. В 1985 году она пришла работать на почтовое отделение №1 простым оператором, а потом, как шутит, «пошла по этапу»: ее переводили на работу на разные почтовые отделения, пока в 2008 году не вернулась Галина Климентьевна на родное 1-е, уже начальником этого почтового отделения. Свой коллектив обожает, но дисциплину держит строгую. Очень любит синий цвет, даже наряды у нее есть такие красивые. Улыбается: «Это цвет почтовой связи, он жизнеутверждающий!» А в ее кабинете висит девиз — он явно по характеру Галины Климентьевны: «Мир принадлежит оптимистам, пессимисты — всего лишь зрители».

Ее оптимизм нередко и людям помогал, сколько различных случаев может вспомнить начальник почты! Один запомнился особенно.

— Фамилию уже не вспомню, но звали этого пожилого человека Язэпом. Он пришел к нам на почту просить помощи в деле, связанном с интереснейшей судьбой его отца. Тот еще до революции, чтобы не умереть с голоду, с другом поехал работать в Одессу, на сахарную фабрику, где бесплатно давали чайник сладкого кипятка. На сэкономленные деньги покупали золотые монеты. А тут революция, гражданская война. В 30-х годах друг собрался уезжать в Америку, и отец Язэпа, хотя сам имел семью, детей, отдал ему сбережения — выжить в безызвестности, за океаном.

К тому времени, когда уже родился Язэп, связь с Америкой напрочь оборвалась. Язэп получил два образования, вышел на пенсию, и вдруг его находят по дипломатическим каналам, чтобы передать… коллекцию монет, которую собрал американский друг отца. Он к этому времени умер, но завещал детям друга из Беларуси свою коллекцию, которую оценивали в полтора миллиона долларов. Сейчас монеты находятся в Швейцарском банке. Язэп хотел перевести эти монеты в Беларусь, чтобы подарить Национальному музею и таким образом сохранить ценную коллекцию для народа. Но обнаружились проблемы с таможенными пошлинами, вот и пришел он к нам на почту, чтобы мы помогли ему отправить письмо в Минск.

Спрашиваю у Галины Климентьевны:

— Как вы считаете, а сегодня можно говорить о престиже работника почтовой связи?

— Да, я считаю, что наша профессия престижная. Вы же убедились, какие высококвалифицированные специалисты у нас работают, — с гордостью ответила начальник почты. — Они имеют дело с современной техникой, с огромным объемом информации. Само время подняло этот престиж. Кстати, знаете, а у нас нет вакансий…

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.