Как распространители фильтров для воды наживаются на доверчивых пенсионерах

logo
Четверг, 02.07.2020 11:30 | Рубрика: Общество
01661

Желание пожилых людей на склоне лет позаботиться о здоровье часто оборачивается немалыми расходами и нервотрепкой.

Вот очередная поучительная история о фильтрах для воды, о которых, как и о сетевом распространении дорогостоящих кастрюль, чудо-одеял и тому подобного, мы не раз писали. Еще раз просим читателей сделать из нее выводы, чтобы в будущем не пришлось испытать неприятности от подобных обязательных услуг.

В июне прошлого года жительница Витебска Елена Ивановна (имя изменено – ред.) повелась на предложение обходящих в дневное время квартиры пожилых людей представителей ООО «Центр по работе с ХГВ» и заключила договор на установку системы очистки воды. Уплатила за услугу с учетом дополнительных комплектующих 340 рублей и поначалу даже семью детей агитировала последовать ее примеру. Но вскоре все изменилось. Спустя полгода ей начали звонить из этой организации и предлагать заменить фильтрующий элемент (периодически этого требует технология пользования системой, о чем есть соответствующий пункт в заключаемом при установке договоре). Пенсионерка при подписании на него внимания не обратила и только сейчас сделала неприятное открытие, что раз в полгода ей надо еще выкраивать из личного бюджета около 70 рублей на фильтрующий элемент. Она решила отказаться от накладной услуги. Ей ответили, что в таком случае договор надо расторгнуть. Но на деле это оказалось суперсложной процедурой.

-- В марте заказным письмом отправила в ООО «Центр по работе с ХГВ» заявление о расторжении договора, -- написала она в своем обращении. -- Долгое время уведомление о его получении не приходило, в итоге почта вернула мое письмо с указанием, что по данному адресу организация больше не находится. (Позже выяснилось, что новый юридический адрес: переулок Авиационный, 2). При этом из ООО «Центр по работе с ХГВ» мне неоднократно звонили и даже приходили, настаивали на необходимости заменить фильтр, как предусмотрено в договоре. В апреле я снова написала заявление с просьбой расторгнуть договор, но опять ответа не последовало. Операторы фирмы продолжали звонить, уже перешли на угрозы, что если я не поменяю фильтр, то на меня подадут в суд (последний такой звонок был 31 мая). Сотрудник центра сказал, что в фирме не считают нужным отвечать на письма, и договор не расторгнут, пока не поменяют фильтр.

После этого на звонки с неизвестных номеров Елена Ивановна не отвечает. Она пишет, что перенесла три инфаркта, и каждая беседа с этой организацией заканчивалась сердечным приступом. Женщина решила попросить помощи в расторжении договора, обратившись в прокуратуру Витебска.

Прокуратура города направила ее обращение для рассмотрения в Витебский горисполком, сопроводив его таким разъяснением: согласно статье 420 Гражданского кодекса Республики Беларусь изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон или по решению суда (при существенном его нарушении по требованию одной из сторон).

В процессе рассмотрения обращения службы горисполкома предприняли ряд предоставленных им законодательством действий. На имя начальника Октябрьского РОВД было направлено письмо для проверки озвученного в обращении факта угроз со стороны сотрудника фирмы (с информированием заявительницы о результатах). На юридический адрес ООО «Центр по работе с ХГВ» горисполком послал запрос о даче письменных пояснений для проверки остальных обстоятельств и возможного досудебного урегулирования конфликтной ситуации. Но в положенный срок ответ не поступил. Не пришло даже почтовое уведомление о вручении запроса. Это означает, что как и во многих других аналогичных случаях переписки органа власти с этим субъектом хозяйствования в связи с жалобами потребителей, фирма проигнорировала поступающую на ее адрес корреспонденцию и не использовала возможность досудебного урегулирования ситуации. Остается один путь – обращаться за расторжением договора в суд. Это Елене Ивановне и разъяснено в ответе горисполкома: «Согласно пункту 2 статьи 422 ГК требование об изменении или расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законодательством либо договором, а при его отсутствии – в 30-дневный срок».

Выходит, мало у Елены Ивановны проблем, так надо еще и судиться с фирмой напористых фильтрщиков. И исход возможного такого разбирательства предугадать сложно. Ведь если идти строго по букве закона, то потребитель, подписывая договор на установку системы очистки воды, взяла на себя обязательство периодически менять фильтрующие элементы (пункт 4.4) и оплачивать (пункт 5.3) их стоимость согласно действующим расценкам. А теперь отказывается его выполнять. Сослаться на то, что она не знала обо всех деталях последующего обслуживания, вряд ли получится. Ведь в заявлении, под которым стоит ее подпись, сказано: «Услуга по установке системы очистки воды «Аква» оказана мне на добровольной основе и с моего согласия, никакого морального давления на меня и принуждения к установке со стороны сотрудника ООО «Центр по работе с ХГВ» не оказывалось. При этом я полностью отдавала отчет своим действиям, о стоимости услуги и порядке оплаты меня ознакомили заранее. Информацию об исполнителе мне предоставили в полном объеме, о том, что это частная организация, я знала». Согласитесь, звучит как приговор самой себе?

К слову. Мои попытки пообщаться по этой проблеме с директором ООО «Центр по работе с ХГВ» не увенчались успехом. Номер недоступен. Безрезультатным было и посещение офиса фирмы по переулку Авиационному, 2. Там нет ее вывески, а опрошенные жильцы дома и представители других размещенных по этому адресу коммерческих организаций о центре не слышали...

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА. Фото носит иллюстративный характер.