Вдумчивый подход во всем

logo
Четверг, 29.09.2016 16:04 | Рубрика: Образование
02908

1 сентября новый учебный год и новый этап своей жизни Андрей Кузнецов начал с обращения к студентам университета уже в качестве ректора. Приказ о назначении был подписан министром образования Республики Беларусь всего три месяца назад, но молодой и инициативный руководитель уже успел наметить пути дальнейшего развития вуза. Об этом и была наша беседа.

— Андрей Александрович, как прошли первые месяцы вашего руководства? Какие сильные и слабые стороны выявили в работе университета?

— Я сторонник вдумчивого подхода во всем. За столь короткий срок можно лишь позиционировать себя, определить наше место на рынке образовательных услуг. Необходимо провести анализ, наметить стратегические цели на ближайшие 3—5 лет, а также спланировать тактические шаги — на завтра-послезавтра. Еще вчера я смотрел на вещи глазами подчиненного, а сегодня обязан взвешивать каждый шаг как руководитель. Надеюсь, что люди эту необходимость понимают. Со стороны преподавателей и сотрудников чувствую моральную поддержку. У нас прекрасный вуз — единственный университет в республике, который готовит специалис­тов для легкой промышленности, хорошая материальная база, талантливые кадры. Студенты обеспечены общежитиями, расположение их и учебных корпусов очень компактное. То есть преимуществ немало. Поэтому мы готовы двигаться вперед.

— В каком порядке вы выстраива­ете приоритеты?

— Главный и безусловный приоритет — это люди. Если преподаватели будут с удовольствием ходить на работу, иметь приличный заработок, а студенты — гордиться тем, что они поступили в Витебский технологический университет, будут стремиться стать ценными, квалифицированными специалистами — это и будет означать достижение стратегической цели.

— Как эти задачи решать в сегодняшних непростых условиях невос­требованности ряда технологиче­ских специальностей?

— Основные направления развития университета предусматривают адаптацию к современным условиям имеющихся специальностей и введение новых. Например, у нас есть кафедра дизайна, уникальная для нашей республики. Сегодня на рынке труда востребованы IT-специалисты с направлением «Дизайн». Инженеры-разработчики программных продуктов чаще всего не задумываются об эстетических аспектах размещения объектов на экране, их лучшем восприятии. Быть может, нам нужно готовить совместно с кафедрой АТПП программистов-дизайнеров, эта специальность будет в тренде. Наши сотрудники уже анализируют состояние рынка труда, чтобы определить свободные ниши, которые мы можем занять. Радует то, что коллектив понимает необходимость таких действий.

— Но введение новых специальнос­тей — процесс непростой и небыст­рый.

— Да, в нашем деле любое начинание требует времени. Но все достижимо, если есть серьезное обоснование, мотивация, база для подготовки, поддерж­ка предприятий и их ежегодные заявки на специалистов. Пять лет назад я начал свою работу в должности заведующего кафедрой с введения новой специальности «Информационные системы и технологии». Сначала решались организационные моменты, затем был осуществлен дебютный набор. И только сейчас, спустя четыре года, выпускаются первые специалисты в этом направлении. С некоторыми из них буду вести беседу, чтобы оставались в магистратуре, аспирантуре, так как умную и целеустремленную молодежь необходимо ценить и удерживать в вузе. Я своих студентов люблю, и они об этом знают, поэтому стараются ни в чем не подводить. А ведь главный стимул для развития преподавателя — чувствовать отдачу от своего труда.

— А как вы готовы поддерживать преподавателей?

— Морально и материально. Тем более, что всех работающих увлеченно и самозабвенно я знаю. Моя дверь всегда открыта для преподавателей и студентов с новыми, перспективными идеями и предложениями.

— Андрей Александрович, как планируете повышать интерес абитуриентов к специальностям, на которые упал спрос в связи с ситуацией на предприятиях легпрома: например, технология швейных изделий?

— По моему мнению, выход в развитии кластерного образования. Это то, о чем я думал последние несколько лет.

Уже с 1 января 2017 года мы присо­единяем к себе в качестве филиала Витебский политехнический колледж, имеющий родственные специальности, с целью создания системы непрерывного образования. После школы определиться с будущей профессией бывает порой сложно. Не хотелось бы, чтобы молодые люди выбирали тот или иной вуз от безысходности. А ведь есть те, кто, поучившись в колледже, окончательно поняли, что это их дело, и они хотят стать высококлассными инженерами. Уже в этом году в правила приема будут внесены изменения, касающиеся поступления в рамках непрерывного образования.

— Насколько удовлетворяет вас имеющаяся практическая база обучения?

— Пределов совершенству нет. Тем не менее лаборатории и учебное оборудование в университете на очень до­стойном уровне. Например, организована технологическая лаборатория по производству обуви, оснащенная современным итальянским оборудованием. Студенты смогут не только научиться обслуживать это оборудование, но и разрабатывать на нем новые технологии, легко адаптируемые к реальному производству, а также проводить ряд научных исследований.

— А как зажечь молодежь?

— Это непросто, но тоже решаемо. Когда я возглавил кафедру, в нашей республике только зарождалось движение профессионального мастерства (WorldSkills). Предложил: давайте участ­вовать. Руководство университета пошло навстречу, купили робота, организовали лабораторию. В ходе подготовки к конкурсу студентов порой приходилось выгонять из лаборатории: так увлеченно занимались исследованиями. Результат: двое из них уже вошли в состав национальной команды по мобильной робототехнике. Значит, потенциал нашего вуза огромен! Следовательно, почему бы не подумать об открытии новой специальности, связанной с робототехническими комплексами. Кадры есть, оборудование тоже. И на распределении специалисты такого уровня будут востребованы.

— Андрей Александрович, что еще является слагаемой престижа университета?

— Я много внимания уделяю спортивной составляющей, здоровому образу жизни студентов. Сам занимаюсь волейболом, лет двадцать езжу на различного рода соревнования. На сегодняшний день у нас идет строительство стадиона, это будет настоящий спортивный оазис. Футбольное поле с современным искусственным покрытием уже в стадии завершения. После полного ввода можно будет браться за проведение соревнований, спартакиад. Пустовать стадион не будет. Также ВГТУ имеет хороший спорткомплекс с бассейном, ни один другой вуз города такой базой не располагает.

Еще один предмет гордости — волейбольная команда «Марко — ВГТУ», которая является участником высшей лиги. Она не просто тренируется на нашей базе на весьма приемлемых условиях, но и состоит по большей части из студентов университета дневной и заочной формы обучения.

— Сейчас все вузы стараются развивать обучение иностранных студентов. Как с этим в ВГТУ?

— Мы не исключение. Международного отдела у нас ранее не было, а сейчас создан для начала сектор из трех человек, изучаем опыт других. Ведь, имея такую хорошую материально-техниче­скую базу, можно создавать филиалы технологических университетов других стран. Например, в Таджикистане недостаточно кадров и оборудования для практической подготовки специалистов, поэтому студенты могут группами приезжать к нам продолжать обучение. Технические специальности универсальны. Приведу пример: когда мои магистранты вернулись со стажировки в польском университете, я попросил их сравнить уровни подготовки. Они пришли к выводу, что наше образование имеет даже более широкую направленность и позволяет адаптироваться к любым сферам деятельности.

— Андрей Александрович, а не пострадали ли со вступлением в ректорскую должность ваши личные научные интересы?

— Пока времени на науку катастрофически не хватает, но надеюсь, что это явление преходящее. Я руковожу научной деятельностью аспирантов, у одного из которых вот-вот будет защита по методам оценки теплозащитных свойств боевой одежды пожарных. Кафедра АТПП активно сотрудничает с МЧС в научных разработках. Еще одним перспективным направлением являются автоматизированные системы удаленного мониторинга промышленных объектов.

— Уходя на должность ректора, подготовили ли себе замену на кафедре?

— Конечно. Незаменимых, считаю, вообще нет. Будучи заведующим кафедрой, кадрам и материально-технической базе я уделял максимум внимания с первого дня. От этого зависит, как мы ценимся на рынке образовательных услуг. Средний возраст сотрудников кафедры — 40 лет, среди них три доктора наук, много кандидатов. В августе бразды правления, посоветовавшись с коллегами и заручившись их поддержкой, передал Вадиму Евгеньевичу Казакову — выпускнику кафедры АТПП, доценту, кандидату технических наук.

— У меня складывается впечатление, что вы очень оптимистичный человек и демократичный ректор…

— Я активный и жизнелюбивый человек, действительно демократичен по отношению к преподавателям, к студентам, у которых на своих занятиях напрямую могу спросить о том, что их волнует. И только начистоту. В обеденный перерыв запросто можем поиграть вместе в волейбол. Но как ректор могу быть очень жестким. Например, если речь идет о результатах деятельности руководителей обособленных хозрасчетных подразделений. Убытков не должно быть, ведь их приходится покрывать внебюджетными средствами. Тогда сэкономленное можно направить на повышение заработной платы, что и мотивирует каждого, и движет вперед общее дело.

— Каковы, с вашей точки зрения, сегодняшние студенты и выпускники?

— Хорошие, но сложные, особенные, отличающиеся даже от тех, что были десять лет назад. Чтобы они что-то сделали, надо их подтолкнуть, по полочкам разложить, заинтересовать, постоянно вести. Лишь единицы сами приходят и говорят, что хотят заниматься научными и прикладными разработками, и знают, что для этого надо. Правда, когда студенты увлекаются, тогда уже работать с ними одно удовольствие. Но такая уж у педагогов судьба — постоянно осваивать человеческие ресурсы самого разного свойства и ваять из них то, что нужно вузу, стране, да в конечном итоге и молодым людям лично для их самореализации и профессионального успеха.

Доктор технических наук профессор Андрей Кузнецов родился в Витебске, после окончания СШ №20 в 1987 году поступил в Военный инженерно-космический Краснознаменный институт имени А.Ф.Можайского (Ленинград), который закончил в 1992 году по специальности «Радиоэлектронные средства» c присвоением квалификации инженера радиоэлектронной техники. В 1993 году начал свою научно-педагогическую деятельность в стенах Витебского государственного технологического университета, пройдя путь от лаборанта до профессора, заведующего кафедрой автоматизации технологических процессов и производств (АТПП), которую возглавлял последние пять лет. Андрей Александрович является ведущим ученым в области материаловедения производств текстильной и легкой промышленности, автором более 180 научных работ, в том числе двух монографий, большое внимание уделяет работе с одаренной и талантливой молодежью, привлекает студентов к научно-исследовательской деятельности. За последние три года под его руководством выполнены четыре научные работы, которые отмечены дипломами первой и второй степени Республиканского конкурса студенческих работ. Ряд научных разработок, осуществленных студентами под руководством Андрея Кузнецова, представлялись на различных конкурсах инновационных проектов, где были отмечены дипломами первой степени (I Международный студенческий славянский форум, Республиканский молодежный проект «100 идей для Беларуси», «Лучший молодежный инновационный проект Союзного государства» в рамках II Форума Союзного государства вузов инженерно-технологического профиля).

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Вера МУРАШКИНА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений