На фотографиях кадрового военного Юрия Садовникова, сделанных в Афганистане из кабины пилота, немало красивых закатов, захватывающих видов на горы и облака. Но с небом Афганистана у оршанца связаны и совсем другие воспоминания, которые до сих пор тревожат душу.
Свою жизнь Юрий Иванович связал с мирным небом. И никак не мог предположить, что когда-то эта бескрайняя синева омрачится для него черными тучами войны.
С 4-го класса учащийся СШ № 13 Орши занимался авиамоделированием на станции юных техников, читал книги о летчиках и мечтал о небе. После окончания школы вопрос, кем быть, не стоял. По окончании Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков Юрий Садовников был направлен на службу в Бердичев (Украина), в отдельный вертолетный полк. Сначала был летчиком-штурманом, затем штурманом звена, а позже командиром экипажа. Молодому пилоту посчастливилось летать с легендарным военачальником — Героем Советского Союза Виталием Павловым, тогда — командиром полка, а в будущем — командующим армейской авиацией, генерал-полковником.
В Афганистан Юрий Иванович прибыл летом 1983 года на аэродром в Джелалабад, который находился недалеко от границы с Пакистаном.
Серые и мрачные горы на чужой земле Юрий Иванович покорял за штурвалом Ми-8. Войну эта техника встретила во всеоружии. На фермах по бокам вертолета, предназначенных для подвески вооружений, размещались бомбы, неуправляемые ракеты и пулеметы.
Вертолетная авиация в Афганистане считалась очень опасной, но и самой необходимой. Летчики перевозили людей, топливо, продукты и боеприпасы, высаживали в горах десантников и разведгруппы и забирали их обратно, поддерживали солдат во время боев огневой стрельбой с воздуха, наносили бомбо-штурмовые удары, выслеживали караваны и минировали площадки по границе. Юрий Садовников был штурманом звена. На своем боевом Ми-8 работал вместе с самолетами МиГ-21, -23, Су-25.
В небе над Афганом для летчиков все было по-другому: совсем не те, что дома, условия полета, ограничения и высота. Препятствия создавали и горы. Практически все посадки «вертушек» в горах проводились в совершенно экстремальных условиях. Каждый день мог стать последним.
Летать приходилось и днем, и ночью. В темное время суток осуществляли в основном перевозки людей, бомбили. Были и срочные вылеты: забирали бойцов с серьезными ранениями, помогали группе выйти из окружения. А ведь в ночное время в Афганистане непроглядная темнота, за исключением лунных ночей.
Адаптироваться к местному климату — 40-градусной жаре и влажности — было непросто. Прохладу летчики чувствовали только на высоте. За 12 месяцев службы Юрий Садовников всего один раз видел дождь, а точнее, его редкие капли. Жили летчики в домиках, похожих на бараки, правда, с кондиционерами, они помогали поддерживать температуру примерно плюс 32 градуса. Зимой в Джелалабаде в среднем было плюс 22–24 градуса и только несколько раз — около ноля. В это же время, например, в Гардезе — минус 20 и снег.
С питанием у летчиков тоже были свои трудности. Но к середине службы, по словам Юрия Ивановича, к ним в полк прибыл шеф-повар из московского ресторана «Арагви». Он умудрялся сотворить настоящий шедевр из совсем простых продуктов. На обед к кулинарному мастеру выстраивалась очередь.
…Вместе с афганскими фотографиями наш земляк хранит и боевые награды. Среди них — орден Красной Звезды. Его оршанец получил за доставку воды и боеприпасов в трудных условиях участникам одной из операций в горах. Тогда на базу вертолет прилетел весь в дырках от пуль...
Из Афганистана Юрий Иванович вернулся в 1984 году. Служил в Украине, затем в Чехословакии. Около тридцати лет назад перебрался в Оршу.
Мысленно ему часто приходится возвращаться в те времена: все слышит звук боевых самолетов и вертолетов, вспоминает горы и песчаную пыль, а также лица тех ребят, которые погибли на чужой земле. Можно ли забыть Афганистан? Никогда. Он навсегда оставляет отпечаток в душе каждого, кто прошел его горячими дорогами.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.