Народный мастер Республики Беларусь Ольга Квашко: возрождением народного костюма Сенненщины занимаюсь со студенческой скамьи

logo
Пятница, 11.03.2022 16:08 | Рубрика: Год исторической памяти
01425
В народной культуре много мудрости, она сохранилась в обычаях и традициях, и настолько глубока, что постигать ее можно бесконечно. В этом убеждена руководитель Сенненского дома ремесел, народный мастер Республики Беларусь Ольга Квашко, которой в прошлом году такой статус присвоен за работу по созданию народных костюмов с сохранением технологии вышивки.


Ольга Евгеньевна подчеркивает, что изучение народной культуры сродни попытке объять необъятное: только откроется один пласт, сразу интерес вызывает следующий. Как будто землю пашешь, после чего на ней вновь что-то произрастает.

Возрождением народного костюма Сенненщины начала – середины XX века Ольга Квашко занимается со студенческой скамьи.

– Бог помогает руками людей, – так любит повторять мастер, рассуждая о том, как стечение обстоятельств определяет судьбу и главное занятие жизни. Тема народной одежды настолько увлекла, что выпускница художественно-графическом факультете ВГУ имени П. М. Машерова в 2013-м посвятила ей свою дипломную работу.


– Я много раз выезжала в этнографические экспедиции по деревням Сенненщины, встречалась с людьми, которые могли рассказать, как выглядела одежда сельчан. Порой даже отдавали сохранившиеся домотканые ткани, которым едва ли не сто лет, на рубашки и «спаднічкі». К тому же моя бабушка, которой на свадьбу подарили швейную машинку, что было редкостью в деревне, много рассказывала. Она сама шила, занималась вышивкой, кстати, научила меня вышивать наш семейный узор. В помощь была литература, а также уникальные уцелевшие образцы в фондах областного краеведческого музея, – поделилась Ольга Евгеньевна. – В основном, сохранились мужские рубашки. Кстати, в нашем регионе этот вид и мужской, и женской одежды назывался не «кашуля», не сорочка, а всегда рубашка. Для нашего строя характерен особенный крой. Так, цельнокройный полик (часть рукава) отличает его от строя близлежащих Толочинского и Оршанского районов. Одежду украшает вышивка, в основном, крестиком и натягом. Сенненский строй отличается четырехцветием – на белом полотне присутствует синий, красный, черный и желтый. Чаще всего, четырехцветье встречается в мужском костюме, особенно в свадебных рубашках. В одной из экспедиций мне подсказали, что в вышитом узоре всегда должен присутствовать крест. Аутентичный народный костюм глубоко символичен. В его узорах таился оберег от злых сил, житейских невзгод, и в какой-то степени он был посланием потомкам.

В Сенненском доме ремесел сейчас хранятся редкие оригиналы старинной одежды и создана большая коллекция реконструированных мужских и женских комплектов одежды – 45 костюмов начала XX века. Этой работой занимался весь коллектив дома ремесел под руководством Ольги Квашко. Четыре года назад на областном конкурсе «Сцяжкі майстэрства» коллекция восстановленной одежды сенненского строя была удостоена Гран-при.


Сейчас Ольга Евгеньевна готовится к «Сцяжкам майстэрства – 2022» в рамках предстоящего «Славянского базара в Витебске», очень хочет успеть к конкурсу завершить реконструкцию мужской рубашки по образцу, хранящемуся в областном краеведческом музее.

Она вообще не представляет своей жизни без дальнейшего изучения народного костюма, его возрождения, а также народного творчества в целом. Один из любимых его видов – вытинанка. Ольга Квашко почти 30 лет работает в этой технике. Она стояла у истоков возрождения вытинанки в Сенно, участвовала в областном и республиканском конкурсах по вытинанке «Ажурныя мары».




В деревнях в старые времена каждый умел вырезать бумажные «фіранкі» для украшения окон в доме, или резать снежинки. Этот вид декоративно-прикладного творчества был утилитарным. Для мастера его освоение начиналось все так же – с этнографических экспедиций по региону. Теперь Ольга Квашко единственная в районе занимается вытинанкой на профессиональной основе, ее работы – авторские, но они опираются на традицию. Бумажные узоры у мастера черные на белом или наоборот. Вытинанки в основном форматные, цельные, в них присутствуют излюбленные резные элементы – листочки или пионы, как образ белорусской розы. Тематически в творческих работах Ольга Евгеньевна обраўается к народным праздникам, отражая широту и многосюжетность Коляд, Купалья и других.

На одной из выставок в Витебском областном методическом центре народного творчества Ольга Квашко с удовольствием демонстрировала всю прелесть и миниатюрной вытинанки, давала мастер-класс по изготовлению закладок в этой технике.

– Вытинанку тоже можно читать, как книгу, и хранить ее, как оберег, – пояснила Ольга Евгеньевна. – В узорах присутствует символика: древо жизни, сердечки, птицы как знаки долголетия, любви, счастья.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА и из архива Ольги Квашко.