Развитие торгового обслуживания населения должно быть направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса

logo
Понедельник, 06.07.2020 16:52 | Рубрика: Экономика
02929

В повестке дня очередной, 21-­й сессии областного Совета депутатов 28­-го созыва значился вопрос «О торговом обслуживании населения Витебской области». Сессия проходила в режиме онлайн­-конференции. С докладом выступила начальник главного управления торговли член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Ирина Левкович.

Экономика

Докладчик сделала небольшой экскурс в историю, отметив, что на протяжении двух с половиной десятилетий торговая отрасль развивалась динамично. Только за последние десять лет количество торговых объектов увеличилось в 1,5 раза, в развитие инвестировано порядка 700 миллионов рублей. Стремительно развивалась крупноформатная торговая отрасль, увеличилось количество гипер-­ и супермаркетов. Не менее важным было и открытие объектов шаговой доступности.

На сегодняшний день обслуживают население более 13,5 тысячи торговых объектов различных форматов, 76 центров, 55 рынков и 1735 объектов общественного питания. В последнее время получили развитие интернет-­магазины, их количество возросло более чем в 2 раза.

На одну тысячу жителей приходится 711 квадратных метров торговой площади, в объектах общественного питания — 42 места (республиканский норматив — 600 квадратных метров и 40 мест соответственно).

Таким образом, произошедшие в отрасли преобразования позволили за десятилетие увеличить розничный товарооборот вдвое. А по розничному товарообороту на душу населения область стабильно занимала 3­е место среди областей. В его объеме удельный вес безналичных платежей составляет 43 процента, и это второе место в республике.

— Отрасль внесла значительный вклад в формирование валового регионального продукта области наряду с такими отраслями экономики, как обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, снабжение электроэнергией, газом и паром, — отметила Ирина Левкович.

Стабильной оставалась и ценовая ситуация, ежегодно выполнялся установленный указом Главы государства прогнозный параметр роста индекса потребительских цен.

В целом предприятиями торговли обеспечивалась прибыльная деятельность, в отрасли сохранялась тенденция снижения удельного веса убыточных организаций и просроченной кредиторской задолженности, отмечался рост заработной платы.

И нынче, несмотря на непрос­тые экономические условия, внутренний потребительский рынок отличают стабильность и высокая товарная насыщенность, отсутствие дефицита и ажиотажного опроса.

В приоритете — удельный вес белорусских товаров в общем объеме розничного товарообо­рота официально учитываемой торговой сети (составляет 66,2 процента, что выше, чем по республике). По этому показателю область уже удерживает лидирующую позицию.

На сессии, кроме достижений, отмечались и проблемные вопросы отрасли.

Так, продолжается работа по насыщению рынка отечественными товарами. За последние 10 лет доля белорусской продукции в общем объеме розничного товарооборота снижается: по продовольственным товарам на 8,3 процентного пункта, непродовольственным — на 24 процентных пункта. Падение продолжается и в текущем году.

Данная ситуация создает реальную угрозу для выполнения утвержденной правительством Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь в части снижения удельного веса продовольственных товаров импортного производства в объеме продаж организаций торговли на внутреннем рынке до 15 процентов.

Очередная проблема, требующая пристального внимания, — обслуживание населения, проживающего в сельских населенных пунктах. Чтобы улучшить инвестиционную привлекательность развития отрасли в сельской местнос­ти, был принят Указ Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 года № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», которым были предусмотрены беспрецедентные налоговые льготы и преференции в части приобретения имущества, уплаты налогов, отмены антимонопольного ограничения на расширение торговых площадей на селе. Кроме того, было предоставлено право осуществления продажи алкогольных напитков в расположенных на территории сельской местности магазинах и павильонах с торговой площадью менее 50 квадратных метров. Областной Совет депутатов одним из первых рассмотрел вопросы применения указа и в отличие от других установил особый режим налогообложения и иные преференции ведения бизнеса для всех сельских населенных пунктов и малых городских поселений. Их в области — 5700, намного больше, чем в других регионах.

И все же проблема торгового обслуживания в сельских населенных пунктах продолжает быть актуальной. За последние 10 лет торговые площади в сельской местности уменьшились на 39 тысяч квадратных метров, или практически на треть, на 495 сократилось количество магазинов.

Это в значительной степени вызвано сокращением численнос­ти обслуживаемого населения, а также проводимой оптимизацией обл­потребсоюза и закрытием нерентабельных магазинов в деревнях с численностью населения до 200 человек.

Задача органов власти на местах, как исполнительной, так и законодательной, — обеспечить во всех без исключения населенных пунктах качественный и доступный сервис. Нужно оперативно выработать механизмы государственно­-частного партнерства, которые позволили бы не оставить сельского жителя без товаров первой необходимости.

Работа главного управления торговли и услуг облисполкома в тесном взаимодействии с исполнительными комитетами и Советами депутатов будет и впредь направлена на улучшение качества торгового обслуживания и выполнение всех поставленных перед отраслью задач, утверждала докладчик.

Если говорить о перспективах развития отрасли, то дальнейшее ее развитие должно быть направлено в первую очередь на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения. Обеспечение его высококачественными товарами широкого ассортимента, преимущественно отечественного производства. Торговое обслуживание должно быть на высоком уровне, а также предстоит расширять услуги питания и улучшать их качество, развивать розничную сеть за счет строительства гипермаркетов, торговых центров. Необходимо открывать магазины шаговой доступности, реализующие социально значимые продовольственные и непродовольственные товары. Улучшать и расширять сеть общественного питания: открывать объекты, основанные на традициях белорусской национальной кухни, быстрого обслуживания, которые ориентированы на большие объемы продаж при минимальной себестоимости продукции и услуг, специализированные объек­ты (это кофейни, кафе­-кондитерские, пиццерии, детские кафе и другие), объекты общественного питания придорожного и гостиничного сервиса.

В сельской местности намерены целенаправленно продолжать работу по привлечению субъектов предпринимательства к торговому обслуживанию населения в рамках реализации Указа Президента Республики Беларусь № 345.

При дальнейшей оптимизации торговой сети будет расширяться практика работы автомагазинов самообслуживания, активнее использоваться методы продажи товаров по предварительным заказам, других мобильных форм обслуживания.

О том, как обслуживается сельское население, проинформировали выступающие в прениях.

Так, председатель Верхнедвинского районного Совета депутатов Ирина Козел рассказала о том, что торговлю в районе осуществляют 235 объектов. С приходом новых крупных сетей — «Евроопт», «Доб­роном», «Остров чистоты и вкуса», «Мила» и других — удельный вес сетевой розничной торговли в товарообороте региона превысил 60 процентов. И все же лидером является Верхнедвинское райпо. Без его внимания не остается ни один населенный пункт района, даже такие (а их 70 процентов), где проживает менее 10 человек.

Ирина Козел считает, что торговля требует постоянного внимания, контроля и совершенствования, так как от уровня обслуживания во многом зависит качество жизни людей.

Рассказал о той большой работе, которая проводится по развитию торговли в Полоцком районе, заместитель председателя райисполкома Александр Колодынский.

Прочно прописалась на Витебщине сеть «Евроопт». Заместитель директора по розничной торговле ООО «Евроторг» Сергей Соловьев поделился тем, как удается активизировать розничную торговлю на Оршанщине, где уже открылось 52 магазина. Вошла здесь в обиход такая услуга, как предварительный заказ промышленных товаров, 195 населенных пунктов обслуживаются автолавкой. Трудоустроено 120 человек. Сеть продолжает развиваться.

Подводя итоги работы сессии, председатель областного Совета депутатов Владимир Терентьев заметил, что отсутствие жалоб от населения — это уже награда за труд. И ни в коем случае нельзя довольствоваться достигнутым. Ведь еще очень многое надо сделать. Необходимо поддержать потребко­операцию, у которой очень большой опыт обслуживания сельского населения. Больше внимания уделять продаже отечественных товаров. И ни одно замечание, ни одна жалоба не должны остаться незамеченными.

Принято решение, в котором намечен ряд мер для дальнейшего развития торгового обслуживания населения.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Нина ТУЛИНОВА.