Ловушка для покупателя. Можно ли выиграть на скидках?

Среда, 05.12.2018 18:07 | Рубрика: Социум
0337

Можно ли выиграть на маркетинговых предложениях или лучше не поддаваться искушению, помня о том, где обычно бывает бесплатный сыр?

Борьба за кошелек

Есть у меня дома железная мясорубка, которая досталась от мамы. Она стоит 4 рубля 47 копеек. И если кому-то в свое время захотелось бы вдруг переоценить этот товар, то его пришлось бы просто-напросто переплавлять (это вам не поменять ценник в супермаркете). Сегодня всем тем, кто, как и я, не застал времен строительства коммунизма (тогда цены, если и повышались, то исключительно по прось­бам трудящихся), достаточно сложно себе представить такую железобетонную стабильность.

Теперь прежде чем что-то купить, имеет смысл изучить цены. Хотя бы для того, чтобы не переплатить. А цены у торговцев могут существенно отличаться, и ориентироваться в них возможно только приблизительно. Этим и пользуются изворотливые маркетологи, борясь за внимание покупателей, а если точнее — за кошелек.

Магазины буквально ежедневно удивляют нас новыми акциями, скидками, бонусами. Они привязывают свою лояльность к поре года за окном, нашему дню рождения, дню недели или взятия Бастилии. В какой-то момент может показаться, что кто-то просто ночей не спит, думая, как сэкономить наши с вами деньги.

Что стоит за этой небывалой щедростью? Можно ли действительно выиграть на маркетинговых предложениях или лучше не поддаваться искушению, помня о том, где обычно бывает бесплатный сыр?

Хотя, конечно, ни о чем бесплатном речь вообще никогда не идет, если дело касается торговли. Главная задача любого продавца — избавиться от товара, причем сделать все возможное, чтобы покупатель купил больше, чем ему в действительности нужно. Это раз. И чтобы пришел за покупками именно к нему, а не в соседний магазин. Это два. Канули в Лету времена, когда продавец в магазине и вообще по жизни был и царь, и бог. Теперь, как говорится, хочешь жить — умей вертеться.

Простая схема

Объявляет супермаркет скидку на определенную группу товаров. К примеру, на сыр фета, ситечки для заваривания чая и зеленые носки. Тебе позарез нужно это все или хотя бы что-то из списка, и ты летишь в магазин. Набираешь ситечек себе и в подарок, носки тоже пригодятся (мужу, естественно), а фета — вообще любимый сыр. Наверное... Довольная и уверенная в своей экономности и хозяйственности, ты вспоминаешь, что дома закончился шампунь, дети просили сгущенки, заодно не помешает бутылочку вина прикупить — скоро ведь Новый год/день рождения/свадьба, а ты тут как раз здорово сэко­номила на скидках. Пройти мимо помады редкого цвета и ананаса тоже не получилось. В итоге «экономность» выливается в кругленькую сумму. Нет, ты, конечно, купила только все самое нужное (особенно если удастся-таки пристроить эти ситечки), но опустевший кошелек все же порождает какие-то сомнения.

Иногда магазин объявляет тотальную распродажу — скидку в 70 и даже 90 процентов на весь товар. Однажды видела у дверей магазина second hand огромную очередь, которая, спустившись с лестницы здания, заходила за угол. Оказалось — все по рубль пятьдесят. Люди толкались, хватали все подряд.

Единый день скидок

Когда торговцы проявляют такую невиданную щедрость, возникает только один вопрос: сколько же они на нас «наваривают» в обычные дни? Вы замечали, что есть магазины, которые, если и устраивают распродажи, то выставляют довольно скромные скидки в 10—15 процентов. Для меня это показатель того, что у них в принципе небольшие торговые надбавки.

Кстати, о процентах. Перед внушительной цифрой на плакате высотой в два метра обычно есть маленький, но очень значимый предлог «до». И он час­тенько решает все. Бывает, что отыскать вещь с этой самой басно­словной скидкой не может даже сам продавец. И потом ведь каждому понятно, что скидка до 50 процентов может равняться и 10, и даже 5 процентам. И ведь никто не напишет — скидка ОТ 5 процентов.

Я сам обманываться рад

Если честно, то нам уже давно все понятно, но мы по-прежнему готовы поддаваться заманчивым предложениям. Мы не раз ловили продавца на том, что цена со скидкой выше изначальной, что распродается, как правило, неходовой товар, сталкивались с прочими неприятными последствиями охоты за скидками. Нам не нравится толкаться в магазинах в «черную пятницу», корим себя за то, что покупаем ненужные вещи, понимаем, что «ставка» на распродажи не имеет ничего общего с финансовой грамотностью и рациональным расходованием семейного бюджета. Но все равно на всякий случай сворачиваем в магазин с вывеской sale. А вдруг…

Моя «черная пятница»

Тут намедни «черная пятница» была… Классическая, с которой на Западе обычно начинается сезон рождественских распродаж. Ну, и у нас что-то подобное в последние годы проводится.

Я держалась, помня свой негативный прошлогодний опыт. Но как только закончился рабочий день, полетела в один крупный торговый центр под благовидным предлогом купить сыну зимнюю куртку. Забегая наперед, скажу, что сын мой до сих пор ходит в старой.

Естественно, началось все с того, что припарковаться было совершенно негде. Но этот квест я с горем пополам прошла, приткнувшись, как и многие, где-то за гаражами. Торговый центр встретил свойственным ему праздничным глянцевым блеском, с порога даря надежду. Но разочаровал уже первый бренд: скидки были ровно такие же, как и несколько дней назад, только теперь под предлогом «черной пятницы». В другом магазине под снижение цены попали только отдельные вещи, очередь за которыми что-то не выстроилась.

Надежда выгодно приодеть сына замаячила в магазине, обещавшем скидку в 50 процентов. Я долго крутила эту куртку, потом стала искать продавца, чтобы узнать, распространяется ли скидка на эту вещь (а то, знаете, всякое бывает). И тут обнаружила очередь человек в 40, в которой придется стоять. Менять деньги на товар в этот момент как-то расхотелось. Но я старательно обошла все магазины в этом торговом центре. Все! И скажу, что выгодно пристроить свои оставшиеся до зарплаты деньги я так и не смогла. Купила лишь визитницу ручной работы, о которой давно мечтала, чтобы хоть как-то подсластить горечь обманутых ожиданий. Да, кстати, никакой скидки на нее не было.

В общем, «черная пятница» окрасила своим коварным цветом настроение, которое обычно свойственно этому дню недели. А если я расскажу, с каким трудом выезжала с парковки, то получится совсем грустная история.

Психология глупости

Вы знаете, сколько должна стоить женская блузка? Я — нет. За нее могут попросить 15 рублей, а могут и 150. Как определить реальную стоимость? Маркетологи точно знают, что мы охотнее купим вещь, например, за 60 рублей с 40-процентной скидкой, чем прос­то за 60 рублей. Ведь никто не представляет ее истинной ценности. Мы ориентируемся на относительную стоимость, сравнивая цифры «до» и «после». Если скидки нет, то нам прос­то не на что опереться в своих рассуждениях о цене. Эта относительность обводит нас вокруг пальца и когда речь идет о количестве. Вы, конечно, можете купить бутылочку шампуня, но вот вам полведра за те же деньги. Мы же нормальные, не упустим такого шанса — упаковывайте полведра, а там посмотрим.

Что там говорить, скидка придает нам решительности, заставляет действовать быстрее, особо не рассуждая. В этом ее главное коварство.

Но в случаях, когда удается «попасть» на любимый кофе по 9 рублей за упаковку, я с поющим сердцем покупаю 2-3 штуки сразу, потому что точно знаю, что «в обычной жизни» он стоит 16 рублей. А кофе я точно пить не перестану!

Автор: Наталья ЧЕРНИЧЕНКО. Фото alamy.com
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений