Крещение, кремация, ангелы-хранители и преступления перед Богом. На вопросы читателей отвечает протоиерей Александр Лесовой

logo
Среда, 26.02.2020 17:39 | Рубрика: Религия
07082

Редакция «Витьбичей» впервые предоставила возможность читателям на своей площадке поговорить со священнослужителем. Любой человек, не выходя из дома, мог задать вопросы, касающиеся основ культуры православия, церковных традиций, сложных житейских ситуаций, обсудить волнующие темы. На вопросы, поступившие на «прямую линию», ответил протоиерей Александр Лесовой, руководитель миссионерского отдела Витебской епархии, заместитель директора Витебского женского духовного училища.

— Как относится православная церковь к кремации?
Марина.

— У каждого народа своя традиция погребения усопших. У нас принято предавать земле тело покойного. Православная церковь именно такую форму погребения христиан считает нормой, а кремация допустима лишь как исключение из правил. В жизни бывают различные ситуации, например, уехал человек в другую страну, там скончался, чтобы его перевезти и похоронить на родине, необходима огромная сумма денег, для многих неподъемная, а потому тело подвергают кремации. Это объективная причина. Считая кремацию нежелательной и не одобряя ее, церковь может к этому относиться со снисхождением и не лишает усопшего и его родственников своей молитвы и утешения. После кремации прах надо предать земле.

— Если человек был крещен в детстве, однако в церковь не ходил, не исповедался, не причащался, можно ли позвать священника на отпевание?
Инна Александровна.

— Видите ли, в таких случаях очень важен индивидуальный подход к ситуации, необходима беседа с родственниками. Надо знать, веровал ли человек в Бога, почему не ходил в церковь? Священник не может идти на погребение и молиться за усопшего, если тот был атеистом или богоборцем. Церковь также не молится за некрещеных и самоубийц.

Если человек верил в Бога, но, к сожалению, не ходил в храм, не исповедался, то весь багаж своих грехов он переносит в иной мир и там ему за грехи и отвечать. Но когда родные говорят, что этот человек при жизни молился, выражал желание быть похороненным по-христиански, в церкви не откажут в совершении чина погребения. Повторюсь, священник прежде всего должен побеседовать с родными усопшего.

— Родители стремятся крестить своего ребеночка в младенчест­ве. Почему так заведено и правильно ли это? Разве не сам человек в сознательном возрасте должен делать свой выбор, решать, какую веру ему принимать?
Наталья.

— А давайте порассуждаем вместе. Разве мы спрашиваем ребеночка новорожденного, чем его покормить? Нет. Мать прикладывает его к груди. Родители знают, что с дитем нужно гулять, играть с ним, разговаривать, и делают это, понимая, что полезно для него, а что вредно. Так и любящие верующие родители понимают, что полезно не только телу, но и спасительно душе, и потому крестят ребенка. Чем раньше таинство совершено, тем скорее они начинают молиться за свое чадо в церк­ви, причащать Святых Христовых Таин. Когда вырастет человек — сделает свой выбор, возможно, он будет иным. К сожалению, и такие случаи редко, но встречаются, когда люди отрекаются от веры. Но надо ли терять многие годы воспитания своего ребенка в Боге и молитвы за него, думая, что вдруг это произойдет и с ним? Дети не должны быть лишены приобщения к божественной благодати с младенчества. Чаще всего говорят о том, что сын или дочь вырастут и сами решат, креститься или нет, какую веру принять, те люди, которые не ведут духовный образ жизни. Мы же не знаем, кто первым встретится на жизненном пути человека в духовном поиске Бога — истинно верующий или оккультист, сатанист или человек с придуманным, искаженным представлением о Боге, кто первым расскажет о Нем? Когда человек с малолетства приобщен к истинной вере, он больше защищен от подобного риска.

— Свое гражданское имя, которое дали мне при рождении, я в молодости поменяла на другое и зарегистрировала его в загсе. С тех пор всю жизнь ношу это имя. Недавно задумалась: поменялся ли мой святой покровитель, ангел-хранитель?
Нина Федоровна.

— Если в детстве вы были крещены с тем именем, которое дали родители, то с ним и будете всегда предстоять перед Богом. То, что в гражданском обществе вы поменяли имя, в духовном плане не имеет значения. И святой покровитель с вами пребудет тот же, в честь которого вы крещены. Ангел-хранитель есть у каждого человека, независимо от его имени. Он дан Богом.

— Когда вижу во сне покойных родителей, знаю, что они меня и оттуда охраняют, они ангелы-хранители. Почему церковь осуждает разгадывание снов?
Ирина Ивановна.

— Не могут быть усопшие ангелами-хранителями. Возможно, так проявляются ваши воспоминания о почивших, о том чувстве уважения и любви, которое было у вас в семье. Православная церковь призывает осторожно относиться к всевозможным трактовкам снов.

Святые сны бывают только у святых, а мы люди грешные и должны скромнее думать о своих пророческих дарованиях. Иногда и у нас случаются сны, которые мы считаем знаковыми для себя. Но святые отцы, предостерегая нас об опасности, в отношении сновидений советуют так: не принимать и не отвергать. Почему? Отвергнем, а вдруг, правда, был от Бога сон, а мы сочтем его бесовским наваждением. Тогда получается, что оскорбим Бога. Но в то же время, если займемся разгадыванием снов, начнем безоговорочно доверять им, то лукавый дух может прельстить нас, поставить на ложный путь и погубить для вечности.

Если снятся покойные, надо понимать так, что они просто напомнили вам о себе. Придите в церковь, поставьте свечку и помолитесь за упокой их души.

— Отец Александр, хотела бы обсудить деликатную ситуацию. Если мужчина и женщина имеют общих детей, не расписаны и несколько лет живут в гражданском браке, считается ли это грехом с точки зрения православной церкви? И еще. Другая женщина пытается увести мужчину, можно ли ее обвинить в том, что она разбивает семью?
Александра.

— Давайте обсудим. Прежде всего, разберемся с понятиями. Никак не зафиксированные перед обществом отношения не могут называться гражданским браком. Гражданский — это брак, зарегистрированный в загсе, церковный брак — это союз, благословленный в храме. А то, что сейчас некоторые называют «гражданским браком», именуется сожительством. Это неприятно слышать, но это так, и это грех. От того, что такое явление стало распространенным, оно не стало менее преступным перед Богом. Интимные, личные отношения между мужчиной и женщиной не греховны, если люди состоят в браке. Верующий человек должен быть честен перед Господом Богом и перед людьми и постараться сделать все для того, чтобы избежать греха. Как можно по-настоящему любить кого-то, иметь детей и не регистрировать брак? В ситуации, о которой вы рассказали, греховны все.

— Хочу покрестить ребенка, но мой муж атеист, и он категорически против. Как быть?
Елена.

— На совершение Таинства Крещения надо согласие обоих родителей. Но если вы не можете убедить мужа, а сама чувствуете, что это необходимо, приходите, мы не отвергнем. Ручательство за воспитание в вере тогда возьмут на себя крестные родители и вы как мать.

— Отец Александр, посещая храмы, заметила, что в некоторых из них, когда заказываешь молебен, называют четкую сумму, да и «ценники» вывешены, а в других — на вопрос, сколько нужно денег заплатить, говорят просто: сколько можете. Как правильно верующему человеку относится к такой ситуации?
Марина Владимировна.

— К так называемым расценкам, которые вы видите в храмах, относиться следует только как к предполагаемым суммам пожертвований. Если вы не можете передать именно такую сумму денег, то жертвуете на церковь столько, сколько можете. Например, написано, что «молебен — 5 рублей», а у вас только 2 рубля. В храме обязаны принять и такую лепту. Если нет у вас ничего, а вы просите помолиться за вас, обязаны принять записку без пожертвования. Никто не имеет права отказать. А если такое случилось, можете попросить о встрече с настоятелем храма или обратитесь в епархию. Люди бывают в крайне стесненных обстоятельствах.

— Спасибо большое, рада, что услышала такой ответ, ведь храм — это не магазин…

— Никак не магазин. Просто относитесь с пониманием к тому, что жизнь храма тоже связана с финансами: надо заплатить за свет, за тепло, налоги и так далее.

— Брат Георгий вас беспокоит, прихожанин храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого в Лепельском благочинии, в деревне Заслоново — это бывший военный городок. Три тысячи населения. У нас отсутствует священник в течение пяти лет. На обращения по этому поводу из епархии отвечают, что не получается, чтобы приехал батюшка настоятелем. Есть выпускники духовной семинарии, и почему к нам священника не направить?

— Благодарим вас, Георгий, за то, что вы не равнодушны и проявляете заботу, беспокоитесь о церковной общине. У вас регулярно совершает богослужения иерей Владимир Кожанов­ский из деревни Боровка, но приходу хотелось бы, как я понимаю, чтобы священник был всегда рядом и мог нести пастырское служение. С вами в ближайшее время свяжется благочинный Лепеля протоиерей Адам Коляда, выяснит все обстоятельства и по возможности постарается помочь.

— Подскажите, пожалуйста, может ли светский человек получить духовное образование? Вышла на пенсию, могу ли я пройти какой-нибудь курс и где?
Вера Федоровна.

— В Витебске есть такая возможность. Например, с 5 февраля по 5 мая проходят духовно-просветительские курсы «Основы православной веры», это 12 лекций о смысле жизни, предназначении человека, о заповедях, о церковных традициях и праздниках, о правилах поведения в храме. Занятия проходят в Спасо-Преображенском храме (нижний храм Успенского собора) раз в неделю по вторникам в 18.00. Курсы проводятся дважды в год. Следующие начнутся осенью, в октябре, хотя можно прийти и сейчас, не так много вы пропустили. Принимаем всех желающих узнать о православии, слушателей любого возраста, в том числе и представителей другой веры.

Более углубленные знания можно получить на богословско-педагогическом отделении Витебской духовной семинарии, где изучают священную историю Ветхого и Нового Заветов, основы веры, историю церкви и многое другое. По окончании выпускники получают дипломы. По желанию можно продолжить обучение на миссионер­ских курсах при семинарии.

В Витебском женском духовном училище обучают чтению и пению в храме, иконописи. В общем, возможностей много, было бы желание. А мы открыты для всех.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.
Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений