Почему общественный транспорт в Витебске не ходит по расписанию? Лонгрид на острую тему

logo
Суббота, 14.01.2023 13:18 | Рубрика: Общество
04900
Прошедший декабрь стал испытанием и для транспортников, и для горожан. По мере того, как температура на улице падала, в обратной геометрической прогрессии поднимался «градус кипения» недовольства пассажиров. И было из-за чего.

Глубокое прогревание... с глубоким промерзанием
Не помнится дня, чтобы в редакцию газеты не позвонили читатели: вместе с жалобами на снежные заносы в отдельных районах, нечищеные дворы и тротуары звучали и негативные примеры работы общественного пассажирского транспорта. Две сферы обслуживания — ЖКХ и транспорт, как две подруги по несчастью, переживали нелегкий период, косточки им перемывали люди, не жалея эмоций.

А жаловались на то, что автобусы не приходили по расписанию; что наш транспорт такой холодный, промозг­лый; что от конечной до конечной пол в салонах, естественно, никто не убирает, и от нанесенного и затоптанного снега он превращается в скользкий, небезопасный каток. «Не жалко пассажиров — почему не подумают о кондукторах, которые целую смену работают, как в холодильнике? Конечно, люди будут болеть!» — высказывалась сердобольная женщина. А вот жительница с улицы Терешковой недоумевала: «А вы вообще знаете, что у нас в районе троллейбус ходит по очень странному графику? Он не соответствует расписанию ни на остановках, ни в интернете. Как это понимать?»

Пришлось выслушать и историю Нины Степановны, которая после тяжело перенесенного гриппа, выйдя из больницы, по направлению лечащего врача должна была пройти курс физио­терапии.

— Чтобы лечиться не в ущерб работе, я выбрала очень удобный для себя вариант — обеденное время, — рассказала женщина. — Конечно, времени мало — всего один час, а нужно и сеанс лечения пройти, после которого желательно еще немного посидеть в тепле, то есть не сразу выходить на улицу, да и на дорогу еще рассчитать время — в поликлинику и обратно. Прямой троллейбус № 15 от моей работы до поликлиники № 5 на улице Гагарина очень устраивал, я все просчитала: 15 минут глубокого прогревания, затем на остановку. В 13.24 обратный троллейбус, и я успеваю на работу. Первый день прошел по плану, а вот на второй, да и на третий тоже... Троллейбус уходил на 4–5 минут раньше! А следующий, представьте, только в 15.27. В общем, после глубокого прогревания мерзла в ожидании какого-нибудь автобуса, чтобы с пересадками без опозданий добраться до работы. Лечение пошло насмарку, пришлось отказаться от удобного варианта, а на оставшиеся сеансы ездить вечером, в темноте, по снежным заносам этого района, который в отличие от центра не торопились убирать.

Из данных Витебского областного коммунального транспортного унитарного предприятия 
«Оператор перевозок»:
«На неделе с 11 по 15 декабря сохранялась ежедневная проблема с выполнением плана по выходу на маршрут нужного количества автобусов и зачастую троллейбусов. В целом процент выхода транспорта общего пользования (автобусы, троллейбусы, трамваи) на маршрут в будни варь­ируется от 94 до 99,4, а в выходные — от 87 до 92,4. При этом коммерческий транспорт (маршрутки) в будни работает на 93,7–99 процентов, а в выходные — 78,7–88,4 процента.

Особенно остро проблема ощущается в выходные, когда происходит существенное снижение количества плановых рейсов: на 38,9 процента по автобусам, на 57,4 процента — по троллейбусам и на 37,1 процента — по трамваям. В результате в выходные дни в Витебске количество общественного транспорта на городских улицах сокращается вдвое. Одной из причин сложившейся неблагоприятной обстановки выступает нехватка кадров. Усиливаемое неблагоприятными погодными условиями и неудовлетворительным состоянием пешеходных зон и переходов сочетание этих негативных факторов приводит к серьезным перебоям в работе транспорта, вызывая недовольство населения.

Также населением отмечается сохранение и ряда других проблем в сфере транспортного обеспечения Витебска:
  • неравномерное распределение движения транспорта в течение дня, в некоторых точках движение транспорта отсутствует иногда более часа;
  • маршрутная схема не в полной мере охватывает районы расположения некоторых необходимых инфраструктурных объектов (например, поликлиника № 6, к которой автобус маршрута № 35 в среднем ходит 1 раз в 1,5 часа);
  • несоответствие интенсивности транспортного движения из районов, в которых отсутствуют (или их недостаточно) школы в шаговой доступности, расписанию под учебные смены (особенно во второй половине дня);
  • в часы пик наблюдается существенная перегруженность рейсов».
Технике свойственно ломаться, а людям — болеть
— Действительно, зима для нас всегда экзамен, и здесь немало факторов складывается воедино. Я бы выделил два основных — технический и человеческий, — начал наш разговор генеральный директор ОАО «Витебскоблавтотранс» Сергей Медведев, подтверждая данные аналитической записки. — Технические проблемы в трамвайно-троллейбусном и автобусном парках разные. Электрический транспорт сам по себе более надежен, хотя есть проблемы, которые характерны только для него: наледи на контактных линиях, обледенение рельс. Пример тому — сход трамвая в декабре на Смоленской улице, когда причиной как раз послужило обледенение рельс. На них лежал пласт снега, какой-то еще посторонний предмет попал, вот и произошел сход. С троллейбусами проще в том плане, что они бегают по центру города, и даже если какая-то машина сходит с маршрута, то пассажир тут же пересядет на другой вид транспорта.

С автобусами, конечно, беда. У нас есть такие маршруты в районах, где ходит один автобус. В 5.30 городской пассажирский транспорт выходит на линии из парка, и уже в 6 утра в диспетчерскую может позвонить водитель: «Я сломался». И как раз в таком «узком» районе, где пассажиры ожидают один автобус. А поломаться может любая деталь, узел...

Основная проблема автобусного парка — это катастрофическое старение, износ автобусов. Порядка 80 процентов их — с пробегом более одного миллиона километров. И это притом, что автобусы каждых 10 лет должны меняться — по нормативно-правовым документам ежегодно не менее чем на 10 процентов от списочного количества подвижного состава транспортной организации.
Такого позволить себе областное транспортное предприятие не может. А если немного выйти за рамки «зимней» темы и расширить обозреваемый отрезок времени, то можно вспомнить, что еще совсем недавно, буквально три-четыре года назад, облавтотранс переживал такое тяжелое положение, что еле концы с концами сводил: не знали, как выплатить людям зарплату, как заплатить энергетикам за работу электротранспорта, как залить топливо в бак «автобусникам» — на бензоколонке не продавали ни одного литра горючего...

— В 2020 году вообще была катастрофа, мы не знали, как закрывать маршруты, потому что выезжать было не на чем, — вспоминает руководитель. — Автопарк в плачевном состоянии, долгов куча, не могли купить запчастей. На новые автобусы не было денег, но нашли выход: договорились с Минсктрансом, как бы тяжело ни было, приобрести «бэушные» автобусы, и за 2021–2022 годы в Витебск пригнали 39 единиц. Минчане пошли нам навстречу: мы платили им минимальный аванс, а потом договаривались на рассрочку платежа на год. И по этой схеме у нас появилась возможность хотя бы как-то поддерживать выполнение выходов автобусов на маршруты. У этих автобусов, конечно, тоже приличный пробег, но все же меньше нашего миллиона, то есть от 400 тысяч километров до 600. По этой схеме такие автобусы стали покупать и другие области! Кстати, а троллейбусный парк в Витебске — самый обновленный в республике.


Рыба ищет, где глубже, а человек…
Сегодня на линии городских маршрутов ежедневно выходит 71 автобус в городском сообщении плюс пригород, 61 троллейбус и 35 трамваев — то есть такое количество транспорта, которое оговорено решением Витебского горисполкома. Но это в будние дни, в выходные и праздничные выход транспорта на линии города сокращен процентов на 30. И в этом вопросе руководитель предприятия категоричен.

— Да, можно было бы нагнать автобусов и троллейбусов, но кого они будут возить? Востребованность транспорта в эти дни будет крайне низкой, — считает Сергей Медведев. — Все это проверено годами, причем такой практики придерживаемся не только мы, но и по всей республике, а также в России.

Больной вопрос — человеческий фактор. Если кондуктор заболел, то автобус уже на линию не выйдет, потому что выручку некому в салоне собирать. Хорошо, если он позвонил диспетчеру в 5 утра и предупредил, зная, что стоит в графике. И все равно перестроить его, найти резерв непросто, а бывает, что заболевший не звонит... Что ж, есть у нас и такой контингент. И тогда наши диспетчеры попадают в затруднительное положение.

— Сергей Викторович, сегодня в салонах транспорта постоянно звучит реклама о приеме на работу водителей, она же и на бортах самого транспорта, огромные рекламные баннеры развешаны на главных магистралях города, автовокзале. За эти месяцы многие откликнулись? Вакансии остаются?

— Нам надо постоянно иметь запас водителей всех видов транспорта, потому что жизнь есть жизнь: люди болеют, уходят в трудовые и декретные отпуска, на пенсию, просто увольняются. Очень востребованы водители автобусов с категорией D, DE. Мы много работаем в этом плане: открыли собственную автошколу, обучаем бесплатно, за время учебы даем право выбора — получить любую профессию, например, слесаря, монтажника. У нас своих 4 общежития, так что желающие могут приезжать из районов, из других городов. Но, если честно, за год было принято 32 человека, уволилось 28, то есть фактически большого движения не произошло. К сожалению.

— А правду говорят люди, что водители, которые уволились и уехали работать по вахтовому методу на пассажирский транспорт в Минске, зарабатывают больше?

— Год назад уволились 20 водителей автобусов и 16 — троллейбусов. Да, на тот момент в Минсктрансе им обещали зарплату 2000–2300 рублей. Но что произошло? Семьи остались здесь, а в столице нужно жить, питаться, дали им общежитие, но такого качества, что там в самый раз было делать ремонт и мебель самим покупать, в общем, большие доходы, можно сказать, равнялись расходам. Месяца через два-три некоторые стали проситься назад именно из-за жилищных условий. Кстати, с 1 ноября мы подняли зарплату водителям: гарантированная начисленная зарплата — 1300 рублей, для водителей со стажем — выше. Если человек — совместитель (он по закону может еще устроиться на полставки), то получает сейчас 2400 рублей в месяц. Конечно, когда на предприятии все хорошо, тогда и работать хорошо, а когда у предприятия трудности? Тогда нужно бежать с него?

Будущее — за электробусом
Хотя объективных причину многих проблем, по словам руководителя, немало, от вопросов жителей и наших читателей не уйти. Например, что же все-таки с отоплением салонов в зимнее время?

— Отопление само по себе дорого обходится. Но автобус нагревается от двигателя. Кстати, когда летом поступают жалобы, что в салоне жарко, мы объясняем, что не можем влиять на этот фактор — таковы конструктивные особенности автобуса, — объясняет Сергей Медведев. — В троллейбусе и трамвае — наоборот: там такого нагревательного эффекта нет, они обогреваются электрической печкой, которая потребляет большое количество электроэнергии и не всегда обеспечивает комфортный температурный режим. Да и расходование электроэнергии на обогрев сопоставимо с расходом ее на само движение транспорта. С учетом того, что остановки транспорта у нас довольно частые, то при постоянном открытии дверей тепло уходит, что называется, в небо.

— А что вы скажете о нарушении расписания?
— Несомненно, в первый зимний месяц сказались аварии, ДТП, снегопады, долгое стояние на светофорах. Конечно, где троллейбусы и автобусы задерживались, случались опоздания. Диспетчерская служба отслеживает движение транспорта, везде установлена навигация, водителей наказывают за опоздания. А чтобы дисцип­линировать водителей, мы закупили планшеты, разработали для них свое программное обеспечение.

Витебскоблавтотранс приносит извинения пассажирам за доставленные неудобства. Мы все анализируем, контролируем, ищем способы исправлять критическое положение, пытаемся стабилизировать обстановку. И более того — развиваемся на благо жителей нашего города.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА, Анны Леонькиной.