Что делать в аварийных ситуациях в зоне воздушной линии электропередачи

logo
Пятница, 21.04.2023 09:49 | Рубрика: Общество
01245
При проведении сельскохозяйственных, строительных, дорожно-ремонтных, лесозаготовительных и иных работ возникает необходимость выполнять работы в охранных зонах воздушных линий электропередачи (далее - BJI).

Охранные зоны воздушных линий электропередачи устанавливаются в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линий от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 2м для лини напряжением до 1000 В, 10 м - 10000 В, 15м – 35000 В, 20 м – 110000 В.

При выполнении работ вблизи BJI необходимо соблюдать следующие требования:
  • порядок и условия проведения работ в охранных зонах воздушных линий электропередачи должны быть согласованы с организациями, эксплуатирующими эти линии;
  • движение машин под проводами BЛ допускается только в транспортном положении, в месте наименьшего провисания проводов, ближе к опоре и под надзором ответственного лица за производство работ;
  • запрещается устраивать проезды для машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5м, а также стоянки автомобильного и гужевого транспорта, машин и механизмов;
  • запрещается производить складирование любых материалов, осуществлять погрузочно-разгрузочные работы;
  • работы должны выполнять не менее чем 2 человека, один из которых наблюдает за производством.
При падении на транспортное средство провода воздушной линии водитель должен:
  • немедленно, не выходя из кабины, попытаться, если возможно, освободиться от оборванного провода путем продвижения машины;
  • при отсутствии такой возможности водитель должен остаться в кабине, немедленно остановить машину и сигналом тревоги привлечь внимание ближайших работников, которые должны сообщить о случившемся организации, эксплуатирующей данную линию, и до прибытия аварийной бригады не предпринимать никаких самостоятельных действий.
Приближаться к такой машине на расстояние менее 8-10 м запрещается.

При загорании агрегата в результате падения провода или возникновения электрического разряда необходимо немедленно покинуть агрегат, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с машиной и землей, т.е. спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, не держась за машину. Удаляться от машины до снятия напряжения можно только мелкими шагами, не отрывая ног одну от другой и от земли.

При возникновении дугового замыкания на опоре воздушной линии электропередачи, при оборванном проводе, лежащем на земле, нельзя приближаться к опорам и проводам на расстояние менее 8-10 м. Работу следует прекратить, сообщить о случившемся организацию, эксплуатирующую данную линию и до приезда аварийной бригады ничего не предпринимать самостоятельно.

Во всех аварийных ситуациях в зоне воздушной линии электропередачи до прибытия специальной бригады необходимо предпринять меры для предупреждения возможного приближения людей к аварийному участку.

Несоблюдение правил работы в охранных зонах линий электропередач в 2020 году привело к ряду несчастных случаев.

11 августа 2020 года в н.п. Оболь Шумилинского района индивидуальный предприниматель после производства выгрузки щебня начал движение с поднятым полуприцепом, которым задел нижний провод воздушной линии электропередачи напряжением 10000 В с последующим его обрывом. Оборванный провод остался лежать на поднятом кузове автомобиля. Водитель вышел из кабины, увидел дымящееся колесо полуприцепа, решил отогнать автомобиль на безопасное расстояние. При посадке в кабину автомобиля пострадавший попал под напряжение прикосновения.

19 августа 2020 года в Барановичском районе индивидуальный предприниматель на личном автомобиле МАЗ осуществлял выгрузку зерна на площадке хранения на территории филиала ОАО «Птицефабрика Дружба». После выгрузки, не опуская кузова, продолжил движение к выезду, задев при этом провод воздушной линии электропередачи напряжением 10000 В. Водитель вышел из кабины, увидел загоревшиеся передние колеса и при посадке в кабину автомобиля был смертельно травмирован электрическим током.

4 сентября 2020 года диспетчеру Несвижского РЭС поступило сообщение о попадании под напряжение водителя грузовика. При выяснении причин установлено, что водитель автомобиля марки МАЗ производил выгрузку песка в охранной зоне BJI 10000 В и задел нижний провод. После разгрузки песка вышел из автомобиля для очистки кузова. Заметив дымление задних колес, направился к кабине автомобиля и попав под шаговое напряжение был смертельно травмирован электрическим током.

Помните! Напряжение воздушных линий электропередачи может составлять 10 000 В, 110 000 В, 330 000 В и более. В таком случае поражение электрическим током происходит без прикосновения человека или механизма к токоведущим проводам, а при приближении на недопустимое расстояние - менее 1, 1.5, 3.5 метров соответственно.

ГОСЭНЕРГОГАЗНАДЗОР ПРЕДУПРЕЖДАЕТ! Соблюдайте правила охраны электрических сетей! Берегите жизнь!

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Инспектор энергогазинспекции Витебского МрО филиала Госэнергогазнадзора по Витебской области Ажель Е.А.