Бывшие нерегулярщики переходят в легальный режим. В Витебске обсудили безопасность пассажирских перевозок и меры контроля по выявлению нарушений

logo
Пятница, 08.12.2023 11:55 | Рубрика: Общество
01004
В феврале этого года под Смолевичами случилось страшное ДТП, когда в результате столкновения маршрутки с МАЗом погибли 13 человек. В сфере автоперевозок начались серьезные проверки... В ноябре Глава государства провел совещание, на котором шел серьезный разговор о качестве пассажирских перевозок. Тогда Президент заявил о необходимости создать единые жесткие правила игры для этой сферы. И оснований было более чем достаточно.


Согласно опубликованной информации БелТА, с начала 2023 года транспортная милиция Минтранса из-за нарушений изъяла более 100 микроавтобусов, также за грубые нарушения у перевозчиков изъяли 75 легковых машин и один автобус.

Президент на совещании отметил, что вопрос по пассажирским автоперевозкам особенно касается маршруток, которые курсируют в городах и между населенными пунктами, а также машин-такси. Было выдвинуто два простых требования: первое — безопасность людей, ведь этими видами транспорта пользуются многие граждане, и второе — легальность работы частных перевозчиков, потому что, как опять-таки показали проверки на дорогах, недобросовестные водители маршруток зачастую прячут реальную выручку, не платят реальные налоги, зарплату получают в конвертах.

О безопасности пассажирских перевозок, о контроле по выявлению нарушений на дорогах, об организации работы регулярных пассажирских перевозок силами ОАО «Витебскоблавтотранс», а также перевозчиками негосударственной формы собственности шел разговор на недавнем рабочем совещании в гор­исполкоме.

По сообщению заместителя генерального директора ОАО «Витебск­облавтотранс» Виктора Кожуха, в настоящее время в Витебске предприятие ежедневно выпускает на линии 174 единицы транспорта: это один электробус, 37 трамваев, 63 троллейбуса, 73 автобуса. Автомобильным транспортом обслуживается 60 маршрутов общей протяженностью без малого 730 километров; в городе 16 троллейбусных маршрутов общей протяженностью более 360 километров, электробус (по маршруту автобуса № 46) пробегает 19 километров; 7 трамвайных маршрутов составляют 162 километра. Средняя зарплата водителей составляет 1800 рублей. При трудоустройстве предоставляется финансовая помощь в размере 30 базовых величин при условии заключения трудового контракта на срок не менее чем три года.

Основные проблемы — большая изношенность автобусов и недокомплект водителей. Не хватает и кондукторов, но здесь вопрос решается проще — транспорт выпускают без него, а билеты пассажиры приобретают у водителя либо пользуются уже имеющимися талончиками или проездными. Кроме того, на всех видах транспорта можно оплатить проезд с помощью QR-кода. На постоянной основе бескондукторная система практикуется в пяти единицах на трамвайных маршрутах, семи — на троллейбусных, а также на автомобильных маршрутах, где используют автобусы малой вместимости. Хотя даже среди пассажиров нет единого мнения, хорошо это или плохо, особенно в часы пик...

Вот без водителя, естест­венно, транспорт на линию не выпустишь, а по последней информации, только в автоколонне города было 49 вакантных мест, к тому же этот участок Витебскоблавтотранса обслуживает и город, и пригород.

В конце января 2024 года, как планируют на предприятии, приступят к работе девять водителей, и тогда появится возможность улучшить в городе интенсивность работы троллейбусов.
Но ведь нельзя исключать в целом и сезонные эпидемии, и сход с линии техники, в том числе из-за ее поломок. Вот недавно наша газета писала о 17 новеньких автобусах, которые пришли в Витебск. Но почти столько же нужно списать самор­тизированных автобусов. Необходимо улучшать ситуацию и в филиалах Витебскоблавтотранса, то есть автобусы передавать на другие участки области. К слову, еще в 2017 году на городские линии выходило почти в полтора раза больше автобусов — 114 против сегодняшних 73.

В облисполкоме рассматривается вопрос о выделении финансовых средств на приобретение еще 10 автобусов особо большой вместимости для Витебской области. Планируется и рост зарплаты водителей.
Несомненно, без частного перевозчика одними лишь усилиями Витебскоблавтотранса наладить бесперебойное, удобное, в общем, устраивающее всех пассажиров обслуживание невозможно. По сообщению директора ГП «Оператор перевозок» Алексея Долгого, автомобильным транспортом перевозчиков негосударственной формы собственности по Витебску обслуживаются 47 маршрутов, и сила это немалая — 200 транспортных единиц. Хотя опять же в 2017 году их было почти 240. И здесь случаются поломки, невыходы водителей, но, во всяком случае, 195 реально работают ежедневно.

— Рынок есть рынок, маршрутчики себя сами регулируют. Во-первых, если кто-то из водителей-частников выедет раньше, то на конечной остановке коллеги ему сделают замечание, что нарушил расписание и забрал больше пассажиров. Во-вторых, наш диспетчер ежедневно осуществляет мониторинг работы на маршрутах, при наличии нарушений (несоблюдение расписания движения, отклонения от схемы движения) оформляется докладная, на основании которой применяются меры воздействия. У нас есть санкции: если зафиксировано нарушение, на первый раз — предупреждение, а потом штрафуем. Точно такое положение в пригороде и на междугородних перевозках. Так что сам «Оператор перевозок» как регулятор рынка транспортных услуг заинтересован в конт­роле, — поделился Алексей Долгий.

Да, есть и добросовестные частные перевозчики, есть и злостные неплательщики налогов. Как правило, они прячутся, маскируют нерегулярные перевозки под видом регулярных. Многие из нас встречали их — это так называемые «шептуны», которые отираются возле билетных касс на автовокзалах, предлагая свои услуги. Такие «залетчики», которые недоплачивали в казну, есть в Полоцке, Орше,  в Витебске.

Контроль дает результаты: на сегодня из нелегальных перевозок порядка 20 организаций частных и индивидуальных предпринимателей перешли в легальные перевозки, они заключили с ГП «Оператор перевозок» договоры на перевозки по таким маршрутам, как Полоцк — Минск, Чашники — Минск, Новолукомль — Минск, Поставы — Глубокое — Минск, а также внутри областного сообщения, например, Полоцк — Витебск. На сегодня легализовано порядка 30 маршрутных такси.


Жесткие условия для безопасной перевозки пассажиров, о которых идет речь, это не что-то сверхъестест­венное. Для частного перевозчика — честно платить налоги, работать по трудовому контракту (а не по договору подряда, что является незаконным при условиях перевозки пассажиров). Не следует забывать и то, что сегодня государственный транспорт выполняет социальные функции, он перевозит
пассажиров до позднего времени, даже если в салоне всего два пассажира. А частник работает, пока есть пассажиропоток.

Ну и, конечно, контроль и еще раз контроль! Ведь если частный перевозчик и пассажир будут знать, что в любое время и не один раз в салон зайдет контролер и проверит документы у водителя и наличие билета у пассажира, это будет дисциплинировать и того, и другого.

По словам Алексея Долгого, сегодня в штате предприятия числится 20 контролеров (в том числе по Витебску — 10), и этого, конечно, недостаточно, нагрузка на каждого получается очень большая. А ведь помимо безбилетного проезда пассажиров контролеры проверяют внутреннее и внешнее состояние транспортного средства, экипировку, наличие сверхнормативного количества пассажиров в салоне. В 2024 году планируется увеличение количества контролеров контрольно-ревизорской службы: на одного больше станет в Витебске и на два — в Полоцке.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталья ДРОЗДОВА. Фото Олега КЛИМОВИЧА.