© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.
В областном центре сегодня начала работу двухдневная Международная конференция «Витебская народная художественная школа и ее наследие (1918 — 1922)».
Представительный форум, который собрал 16 исследователей из Беларуси, России, Великобритании, Нидерландов, США, Германии, Франции, посвящен 100-летию создания Витебского народного художественного училища, основанного Марком Шагалом.
Эта вековая дата в мире уже была обозначена рядом крупнейших событий. Напомним, в прошлом году в Париже в Центре Жоржа Помпиду состоялась выставка русского авангарда, основой которой стало творчество великих фигур XX столетия — Эля Лисицкого, Казимира Малевича и Марка Шагала, произведения бывших студентов и преподавателей легендарного ВНХУ, сохранившиеся в Третьяковской галерее (Москва), Музее Ван Аббе (Нидерланды). Из фондов Витебского областного краеведческого музея в Париж тогда также были отправлены работы Давида Якерсона, Александра Ромма, Давида Штеренберга. Эта выставка затем успешно экспонировалась в Музее еврейского искусства в Нью-Йорке.
В 2018-м теме Витебского народного художественного училища и УНОВИСа была посвящена международная конференция, прошедшая с участием мировых исследователей в Кембриджском университете.
Идея о необходимости проведения подобного форума в городе, который в 20-е годы XX века стал средоточием русского авангарда, революционного всплеска в искусстве, принадлежит участнице события в Кембридже, преподавателю университета Саутгемптона Клер Ле Фол. Ее «роман» с Беларусью и Витебском продолжается более 20 лет, Клер — автор книг «Витебская художественная школа (1897-1923). Зарождение и расцвет в эпоху Ю. Пэна, М. Шагала и К. Малевича» (2002 г.), «Беларусь в истории и представлениях евреев Российской империи (1772-1905 гг.)» (2017 г.).
— Сейчас для Витебска я подготовила доклад о наследии витебской графики 1920-х годов, рассматривая ее уникальность с позиций этнографической и культурной, отличавших этот периферийный город. Витебская графика повлияла на целые поколения белорусских иллюстраторов, — поделилась Клер Ле Фол. — В поле зрения —Соломон Юдовин, Давид Якерсон, Борис Малкин, который не из Витебска, но он интересно иллюстрировал книгу белорусского писателя Андрея Александровича «Город утром» рисунком именно витебской ратуши. Это интересно.
Клер Ле Фол и кандидат искусствоведения, известный витебский исследователь русского авангарда Александр Лисов, который также участвовал в Кембриджской конференции, ныне вместе выступают кураторами форума «Витебская народная художественная школа и ее наследие (1918 — 1922)».
— То, что происходило в Витебске сто лет назад, что связано с именами Шагала, Малевича, Лисицкого и их влиянием на мировое искусство, дизайн, архитектуру, можно изучать бесконечно. Открываются новые источники, которые проливают свет на казалось бы известные явления, в частности, недавно открыт архив одного из лучших в мире специалистов по истории русского авангарда, собирателя Николая Харджиева. Это огромный массив документов по Лисицкому, Малевичу. Он очень многое дает нам в понимании витебской школы.
Тема живая, она развивается. Например, круг Малевича в Витебске. В конце 2017 года был издан дневник Льва Юдина, одного из его витебских учеников. У нас на конференции выступает издатель этого уникального исторического документа, где описано, что происходило в стенах ВНХУ с лета 1921 по 1922 годы, ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея Ирина Карасик. Интересное предстоит общение и с нашими друзьями Виллемом Яном Рендерсом, куратором русского искусства Музея Ван Аббе и сокуратора прошлогодней выставки в Центре Жоржа Помпиду, — рассказал на предварительной пресс-конференции Александр Лисов, подчеркнув, что тематика, связанная с витебским искусством, имеет исключительно важное международное значение.
Программа витебской конференции включает пять блоков: дебют Витебской народной художественной школы; национальный и местный контекст; Шагал - Лисицкий - Малевич; УНОВИС в перспективе; наследие.
Организован форум ВГУ имени П.М. Машерова и университетом Саутгемптона (Великобритания), проводится при поддержке Центра франко-российских исследований (Москва), дипломатических миссий стран, ученые из которых являются участниками конференции, а также Витебской еврейской общины.
Конференция проходит в Арт-центре Марка Шагала и в Музее истории ВНХУ — на площадках, исторически связанных с темой Витебской художественной школы.
9 апреля в Арт-центре участников, организаторов, представителей посольств приветствовали начальник управления культуры облисполкома Петр Подгурский, заместитель председателя горисполкома Виктор Глушин. Он сказал:
— Витебские облисполком и горисполком, учреждения города вопросам, которые рассматриваются на международной конференции, уделяют большое внимание. Год назад открылся новый музей — истории ВНХУ, который входит в систему Центра современного искусства, и находится в исторических стенах, где работали знаменитые художники и зарождались идеи, получившие широкое распространение во всем мире. Для города важно, что тема художественной школы живет в учреждениях образования, в частности, в ВГУ, который причастен к проекту, посвященному 100-летию ВНХУ. К этому присоединились ученые из разных стран, значит, и там прозвучат идеи, открытия, сделанные на конференции в Витебске, послужат популяризации художественной истории Витебска.
10 апреля ученые, искусствоведы, музейщики приступят к работе в Музее истории ВНХУ, который стал серьезной городской инвестицией, создавался как исследовательский центр.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.