Недавно в облисполкоме состоялась пресс-конференция с участием руководства области и районов, представителей госконтроля и прокуратуры, во время которой журналисты получили объективный отчет о состоянии дел в животноводстве.
Поводом ее проведения стала статья, размещенная в некоторых интернет-ресурсах под скандальным заголовком «В хозяйствах Витебщины гибнут коровы. В их рационе — гвозди, проволока, шпагат». Информационным источником для материала стали результаты проверок, которые проводили на предприятиях агропромышленного комплекса сотрудники прокуратуры. Эти факты имели место в отдельных хозяйствах области. Однако, как было подчеркнуто первым заместителем комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Владимиром Машеро, проблема гибели скота по причине попадания в организм механических примесей не носит массового характера и не является основной причиной падежа. За 7 месяцев текущего года количество погибших животных увеличилось на 12 процентов. В других областях этот показатель выше: в Могилевской области за этот период он увеличился на 60 процентов, Гомельской — на 57, Брестской — на 33, Минской — на 22, Гродненской — на 14 процентов.
Возмущение у руководства области вызвало не то, что были обнародованы неприглядные стороны хозяйственной деятельности, выявленные контролирующими органами в некоторых хозяйствах, а их тенденциозная подача. Статья создала в целом негативный образ тружеников села Витебщины. И кроме того, как подчеркнул председатель облисполкома Николай Шерстнёв, такие материалы могут стать причиной ухудшения отношений с российскими партнерами, которые в последнее время предъявляют необоснованные претензии к качеству молочной продукции. Публикации в Интернете, поданные под таким соусом, подрывают экономику региона.
О реальном положении дел не только в животноводческой отрасли, но и в целом по агропромышленному комплексу области беседуем с заместителем председателя облисполкома Виктором Аскерко, курирующим эти вопросы.
— Виктор Витальевич, как бы вы прокомментировали факты, изложенные в статье, о сокращении в области поголовья КРС, массовых падежах в результате ненадлежащего ухода за животными?
— Такие факты в отдельных хозяйствах закономерны, но они не носят массового характера, как это было указано в материале, который вызвал резонанс. И это подтверждает положительная динамика в развитии животноводческой отрасли. Обратимся к статистике. На 1 января 2015 года численность поголовья коров молочного направления продуктивности на Витебщине составляла 201204 головы, на 1 января текущего года — 181608 голов. Несмотря на снижение численности поголовья коров дойного направления продуктивности, область увеличила валовый надой молока. За 2015 год хозяйства произвели 745,6 тысячи тонн молока, что на 4,1 тысячи тонн больше, чем в 2014 году. В результате реализация молока государству увеличилась на 6,2 тысячи тонн и составила 667,7 тысячи тонн, при среднем удое в 3975 килограммов на одну корову, что выше уровня прошлого года на 315 килограммов. Согласно показателям за 2015 год область имеет второй результат в республике по увеличению продуктивности дойного стада. В текущем году сохранена положительная динамика по производству молока. По оперативным данным в августе его вал составил 75,12 тысячи тонн, или 104,43 процента к соответствующему периоду 2015 года. Это второй показатель среди областей по темпам производства молока (в среднем по республике он составляет 103,04 процента к 2015 году).
Получить эти результаты удалось в том числе и путем исключения затрат на содержание низкопродуктивного стада. И этот факт почему-то отражен был с критической точки зрения. Информация должна подаваться объективно, чтобы люди могли увидеть и проанализировать общую картину того, что сделано для развития отрасли, и того, что делается. Мы боремся с бесхозяйственностью, виновные привлекаются к ответственности. В целом же надо отдать должное сельчанам и переработчикам сельхозпродукции, которые в непростых условиях преодолевают сложности.
— Чтобы с большей экономической эффективностью развивать сельское хозяйство, Витебщина пошла по пути создания крупных интегрированных структур в агропромышленном комплексе. Какие задачи перед ними ставит власть?
— Объединение региональных производителей и переработчиков сельхозпродукции на основе технологической зависимости для создания качественного, высококонкурентного продукта — явление не новое в экономике. Это мировая практика. Необходимость в структурных преобразованиях агропромышленного комплекса Витебщины назревала давно. При поддержке Комитета государственного контроля, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь мы начали реализацию масштабного проекта. В данный момент работают кооперативно-интеграционные структуры, созданные на базе Витебского мясокомбината, Витебской бройлерной птицефабрики, Глубокского комбикормового завода, Полоцкого комбината хлебопродуктов и Оршанского комбината хлебопродуктов.
В них вошли свинокомплексы, птицефабрики, предприятия по откорму крупного рогатого скота, крупные молочнотоварные фермы и сельхозпредприятия. Новые формы хозяйствования объединяют 27 сельскохозяйственных и 14 промышленных предприятий на территории 17 районов Витебской области. В их структуре — 170 тысяч гектаров сельхозугодий (15 процентов от общего количества в области), 120 тысяч гектаров пашни, 46 тысяч голов крупного рогатого скота (19 процентов от общей численности), 200 тысяч голов свиней (58 процентов), 1 миллион 100 тысяч — птицы.
— Можно ли говорить по результатам хозяйственной деятельности в текущем году о том, что курс на интеграцию оправдан?
— Безусловно. Обратимся к цифрам. За январь — июль текущего года производство валовой продукции по интегрированным структурам составило 113 процентов к уровню прошлого года, Полоцкая структура дала вал в 126 процентов, Витебская — 124 процента. Областной показатель — 104 процента. По всем направлениям производства есть значительная прибавка. Результаты получены за счет обновления материально-технической базы, внедрения прогрессивных технологий в земледелии и животноводстве. Работа сельхозорганизаций в тесной связке с переработчиками показала свою эффективность. Ранее возникали проблемы с дотированием слабых хозяйств, а в бюджете, как известно, лишних денег нет. Оптимизировав затраты в результате объединения, удалось значительно снизить издержки на получение готовой продукции, улучшить ее качество и нарастить объемы производства. Полученная прибыль позволяет пополнить собственные оборотные средства и точечно инвестировать в дальнейшую модернизацию предприятий. Сельхозорганизации в интегрированных структурах сегодня работают на видимую перспективу, изменилось в лучшую сторону качество жизни сельчан, у них есть желание трудиться.
— С учетом полученного эффекта планируются ли дальнейшие шаги по углублению интеграции?
— К этому вопросу будем подходить очень осторожно. Сегодня главная задача — максимально укрепить созданные структуры, дать им возможность заработать, чтобы они могли вложить средства в развитие производства. Например, потратить заработанные средства на покупку современной техники. Необдуманное укрупнение за счет слабых хозяйств может не лучшим образом сказаться на их работе. Будем тщательно анализировать, проводить какие-либо преобразования пошагово, отталкиваясь от реальных возможностей и достигнутого результата. Интегрированные структуры уже дают 50 процентов производства валовой продукции сельского хозяйства, в Глубокском районе — 70 процентов. И вместе с тем необходимо укреплять и те хозяйства, которые работают самостоятельно. Им сложнее. Сегодня одна из основных задач — ввести в эксплуатацию 39 молочнотоварных ферм, строительство которых началось в рамках Республиканской программы развития молочной отрасли на 2010 — 2015 годы с льготным кредитованием еще в 2012 году, но было заморожено по причине недостатка средств. Мы должны отыскать ресурсы, чтобы завершить процесс.
— В разные годы ко многим промышленным предприятиям были присоединены отстающие хозяйства. Как сегодня с ними работают инвесторы?
— Еще недавно возникали вопросы. Мы не были удовлетворены помощью и поддержкой, которую инвесторы оказывали своим подопечным. С ними было проведено совещание. Отношение поменялось, и сегодня мы видим, что они стали более внимательно относиться к нуждам сельчан и вместе работают на перспективу. Многих можно ставить в пример. Например, существенную поддержку оказывает Витебский маслоэкстракционный завод своему сельскохозяйственному подразделению «Перемонт» в Лиозненском районе. В этом году для хозяйства приобретены 3 новых сеялки, увеличены посевы рапса до 3 тысяч гектаров. Предприятие нацелено на то, чтобы получить хороший урожай этой культуры и обеспечить качественным сырьем завод. Это выгодно и сельчанам, и инвестору.
Есть опыт работы по созданию совместных производств с привлечением иностранного капитала. Проявляют интерес к перспективам строительства на Витебщине животноводческих комплексов инвесторы из Китая, Норвегии, Израиля. У нас благоприятные природные условия для развития животноводства. При соблюдении технологий можно выращивать травы и заготавливать качественные корма. Мы намерены развивать отрасль, наращивая объемы молочной и мясной продукции.
— Ощутим ли на селе сегодня кадровый голод?
— Во многих хозяйствах такая проблема существует, не хватает ветврачей, зоотехников и других квалифицированных специалистов. Чтобы решить вопрос, тесно работаем с вузами сельскохозяйственного профиля. Например, совместно с Витебской государственной академией ветеринарной медицины продумали программу, согласно которой будет увеличено время прохождения производственной практики на животноводческих комплексах, где внедрены технологические инновации. Это поможет молодым людям закрепить полученные знания, прийти в профессию более подготовленными. Механизация технологических процессов облегчила труд сельчан, и вместе с тем за последние годы число работающих в сельском хозяйстве значительно сократилось. Сравните: в 1991 году в агропромышленном комплексе области работали 162 тысячи человек, в 2016-м — 45 тысяч. И если тогда на одного рабочего приходилось производство 4,8 тонны сельскохозяйственной продукции, то в 2015 году в расчете на одного работника произведено 16,4 тонны продукции (341 процент). Это говорит о том, что отрасль развивается за счет технических инноваций, а управлять процессами должны подготовленные специалисты.
— С какими трудностями сегодня справляются сельские труженики?
— Мы преодолели главную из них — завершили жатву. По ряду объективных и субъективных причин недобрали более 500 тысяч тонн зерна, а в целом по стране — 1 миллион 700 тысяч тонн. Если сбросить со счетов погодный фактор, то причиной сниженной урожайности следует назвать дефицит минеральных удобрений. В этом году хозяйства вынуждены были приобретать их самостоятельно, а часть из них — по предоплате. Также среди текущих забот — заготовка льнотресты, уборка ярового рапса. Культура для животноводства — стратегическая, поэтому ее посевы увеличиваем. Идет уборка картофеля и кукурузы, подготовка почвы под урожай следующего года. Чтобы зимовка прошла без осложнений, поставлена задача заготовить не менее 25 центнеров травяных кормов на условную голову.
— Виктор Витальевич, не за горами главный праздник тружеников села — «Дажынкі». В преддверии этого события что пожелали бы сельчанам?
— Во время выездов в различные хозяйства часто бывал и на полях, где в сложнейших условиях проходила уборка. Беседовал с людьми. И видел горечь на лицах комбайнеров, которые переживали за то, что не могут на переувлажненных полях (техника вязнет) собрать весь хлеб. Вот где пример ответственности за свое дело. Поэтому, прежде всего, хочется сказать им спасибо за труд и пожелать терпения и удачи, а также здоровья и благополучия их родным и близким.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.