В работе диспетчера автомобильного транспорта автобусного парка должны быть свои подводные камни. Что же тут может быть этакого, не видного обычному глазу? Так рассуждала я, отправляясь на дежурство в диспетчерскую филиала «Автобусный парк №1 г.Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс». Ко всему прочему, обрекала себя на ночное дежурство: только так в самое ближайшее время можно было устроиться в «подмастерья» к уважаемому на этом предприятии человеку, ветерану труда, чей портрет висит здесь на Доске почета, — диспетчеру автомобильного транспорта Галине Мандрик.
Заступать на смену — в 20.30. Азам своей работы Галина Николаевна (несмотря на мое сомнительное будущее в автобусном парке!) тем не менее стала обучать на полном серьезе — такой уж она, как оказалось, человек. К тому же терпеливая, душевная, милая, приветливая женщина. В свое время в бобруйском техникуме выучилась на бухгалтера, в автобусном парке трудиться нравилось. Но вот предложили перейти в диспетчерскую службу. Подумала Галина Николаевна и решила попробовать. К тому же дети были маленькими, режим сменной работы показался более удобным. И осталась в диспетчерской службе... на 30 лет!
— Скоро заканчивается вторая смена у водителей, — разъясняла мой наставник, — нужно приготовиться к этому. Конечно, утром более напряженная обстановка, потому что буквально за какой-то час необходимо выдать 110 графиков водителям (именно столько автобусов выходит утром на маршруты), закрыть всю маршрутную сеть и распределить транспорт, учитывая все изменения. На каждого человека — буквально секунды! За это время лично работнику нужно выдать в окошко папку с графиком рейса, а с ним — полный пакет обязательных документов, которые, кстати, необходимо подготовить за ночь для утренней смены: здесь должны быть карточка маршрута, схема, страховка, лицензия. Сюда же входят путевой лист, к которому прикрепляются показания спидометра и наполненность бака горючим, талончик со штампом здравпункта о прохождении медосвидетельствования. Даже если по какой-то причине водитель не успевает к медработнику нашего здравпункта, отправляем его на освидетельствование в другие медучреждения города, с которыми заключены договоры. Понятное дело, когда смена заканчивается, все документы от экипажа автобуса нужно так же быстро принять, расставить по местам планшеты. А вообще все графики введены в компьютер, и именно с ним периодически сверяется диспетчер.
— Вот, видите, желтым цветом в нашем графике выделено — это автобус идет в парк, красным — на обед, — объясняет диспетчер. — Здесь обозначены все остановки и время прохождения на них.
Прохождение автобусов дублируется и в центральной диспетчерской, которая находится на витебском автовокзале. Нарушать это время нельзя, его необходимо строго соблюдать, конечно, с поправкой плюс-минус на пиковое время. Вот пассажиры иногда возмущаются: «Где этот автобус был?! Какой обед!» А тем не менее диспетчер фиксирует весь рабочий день водителя — и обед, и простои, и пробег в километрах. Так что ни одна минута его на маршруте не остается незамеченной. И за каждый грамм топлива водители волнуются, и за сход машины переживают. Они — такие же люди, как все: идут на больничные, в отпуска, на выходные. В графики вносятся корректировки, но случаются и сбои, это жизнь... А фестиваль «Славянский базар в Витебске»? Если бы кто-нибудь видел, как напряженно работает в это время весь парк!
«Ликбез» для меня прерывает телефонный звонок.
21.36. Из центральной диспетчерской поступает сигнал: автобус № 4 сошел с линии. С Галиной Николаевной по монитору дисплея выясняем: он вышел из Сокольников в 21.25; сломался на Московском проспекте в 21.36. Пока он приедет, уже закончится вторая смена, и закрывать этот маршрут на 40 минут не имеет смысла, — принимает решение диспетчер (а иначе нашли бы исправную машину и отправили дорабатывать смену).
Несомненно, навигационная система, на которую уже давно перешли в Витебскоблавтотрансе, решает многие вопросы в организации производственных процессов, отслеживании работы водителей как в городе, так и пригороде, на междугородних линиях, а также в решении спорных вопросов в случае жалобы пассажира. А вот и он — легок на помине!
23.00. Звонок в диспетчерскую: витебчанин волнуется, ожидать ли автобус № 4?
— К сожалению, он сошел с линии, — вежливо отвечает Галина Мандрик, — но вы можете пересесть на номера 34, 46, они еще будут проходить через вашу остановку. Извините за неудобства.
23.30. Техпомощь доставляет в парк сошедший с линии автобус и водителя. К своей работе сразу приступает механик контрольно-технического пункта. Вообще, их в автопарке ночью дежурят двое, и работы им также хватит до утра.
23.40. В диспетчерскую начинают прибывать экипажи, отработавшие вторую смену. Сдают планшеты, путевые листы. А заодно иногда — и забытые пассажирами вещи. Что только не забывают и взрослые, и дети! Зонтики, шарфы, варежки и перчатки; с 1 сентября начинается «сезон» школьных ранцев и мешочков со сменной обувью. Есть даже смартфоны. Один такой приносят и нам. Пытаемся сразу же позвонить по какому-либо номеру в базе, но гаджет «вырубается» — надо сначала зарядить. Галина Николаевна рассказывает, что иногда к поиску хозяев забытых вещей работники автопарка подключают даже милицию.
00.00. И снова звонок от пассажира: на сей раз волнуются, прибудет ли на остановку автобус № 27? Успокаиваем мужчину — ждите!
00.15. Водители и кондукторы прибывают в диспетчерскую. Вторая смена заканчивается. Кондукторы идут сдавать выручку в билетную кассу, но водители с маршрута сначала заезжают на заправку, потом на мойку, чтобы оставить в полном порядке машину сменщику, который придет утром. Только потом путевой лист приносят диспетчеру с заполненными полностью реквизитами: подпись механика; запись, что автобус сдан под охрану; штамп контрольно-технического пункта; показания пробега (километраж); расход горючего; подпись. И этот путевой лист диспетчер должен принять, просмотреть, проверить наличие всех подписей и штампов. Прием документов закончится только где-то к двум часам ночи.
Но жизнь не затихает! Диспетчер отправляет в город пять дежурных автобусов, которые выезжают к обувному предприятию «Белвест» — руководство фрахтует транспорт автобусного парка № 1 для развозки рабочих после ночной смены; еще несколько дежурных автобусов развозят по городу отработавших водителей и кондукторов. Эти же водители буквально через несколько часов уже начнут собирать по городу и привозить в автопарк утреннюю смену экипажей.
02.40. Когда планшеты у экипажей приняты и разложены, идем расставлять по порядку трафареты с номерами маршрутов, которые уставшие водители, конечно же, оставляют хаотично.
Опять диспетчерская наполнилась шумом, приветствиями коллег, шутками. Одна из них мне очень понравилась: «Ответственность и организованность у нас не отнимешь ни за какие деньги».
К шести утра, когда большинство водителей, получив документы, разъехались по маршрутам, наступает затишье. Недолгое. За ночь дождь сменялся снегом, под утро подморозило, и вот уже первый сигнал от водителя из Мишково: автобус не может подняться на горку, необходима подсыпка. Действия диспетчера незамедлительны — звонок дежурному в Гордормост: «Вас беспокоит автобусный парк…»
6.30. Путевки получает еще группа водителей, в том числе пригородных маршрутов.
6.40. Незакрытыми остаются еще пять городских маршрутов.
6.45. Пытаемся дозвониться по смартфону рассеянного пассажира: еще спят.
6.50. Все путевые листы выданы.
7.00. Звонок от пассажира: а выйдет ли на линию автобус № 4?
Да, дорогие пассажиры, на линию вышли все 110 автобусов! Доброе утро, город. Вас обслуживает автобусный парк №1. Для справки: номер диспетчерской 47-43-34.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.