Выбирая профессию водителя автобуса, Ирина Леонова вполне осознавала, какую большую ответственность возьмет на себя.
Едва ли не во всех сферах человеческой жизнедеятельности представительницы слабого пола теснят сильных мужчин. Когда-то ажиотаж в их сообществе могла вызывать женщина, уверенно управляющая легковушкой. Но это было очень давно. Сегодня автоледи за рулем такси, маршрутки и даже грузового тягача — явление уже далеко не из ряда вон выходящее. А вот молодой и прекрасный водитель автобуса — все-таки, согласитесь, еще редкость.
Один из водителей филиала «Автобусный парк № 1 г. Витебска» ОАО «Витебскоблавтотранс» — Ирина Леонова, молодая женщина, полноправный член шоферского братства. Ответственно, аккуратно возит она людей по пригородным маршрутам на своей большой и тяжелой машине — автобусе МАЗ-103 зеленого цвета. Человек, между прочим, с высшим образованием! Хотя, как считает Ирина Юрьевна, в данном случае это не имеет никакого значения. Главное — с комфортом и согласно расписанию доставить пассажиров по месту назначения.
В свое время Ирина окончила Витебский индустриально-технологический техникум и стала специалистом в области моделирования и конструирования одежды. Затем были художественно-графический факультет ВГУ имени
П. М. Машерова и даже магистратура, по окончании которой Ирине Леоновой предлагали учиться в аспирантуре. Однако, посчитала Ирина Юрьевна, не ее это стезя. Отработала положенный срок по распределению.
Когда впервые в автошколе села за руль легковушки, поняла, как это здорово — управлять автомобилем и вообще быть водителем! Училась, сдавала экзамены и одну за другой получала водительские категории — B, C, D и, соответственно, BЕ, СЕ, DЕ. Преподавала в автошколе, собиралась стать профессиональным инструктором, а лучше — вообще таксистом… Но в конечном счете дорожки судьбы привели ее в автобусный парк.
Здесь Ирина Леонова прошла серьезное собеседование — не потому, что женщина, а потому, что так положено.
Пассажирские перевозки — дело ответственное, здесь одних только знаний и навыков недостаточно, и водителем автобуса может быть не каждый.
Оказалось, что Ирина для этой работы годится вполне. Ей предложили на выбор: или маршруты по городу, или по Витебскому району во все его концы. Выбрала второе, хотя и на городских улицах тоже довелось поработать: водила автобусы с маршрутными номерами «2», «2а», «16», «26», «35». На пригородных маршрутах начинала с относительно небольшого автобуса МАЗ-241, затем перешла на МАЗ-103. Какое-то время возила людей под присмотром опытного водителя, затем стала работать одна.
Волновалась, когда впервые одна, убрав из-под лобового стекла известную табличку «За рулем стажер», отправлялась из парка на автовокзал, чтобы выполнить рейс в Бешенковичском направлении. Но все прошло хорошо.
Профессиональный водитель состоялся. К тому же управлять таким автобусом, как МАЗ-103, говорит Ирина Юрьевна, в удовольствие.
Хотя, безусловно, работа требует большого внимания, собранности и выдержки. Погодные и дорожные условия, человеческий фактор в лице других водителей, пешеходов и пассажиров… Здесь можно долго рассказывать, приводя и хорошие примеры, и не очень. Скажем, законное негодование может вызывать нерадивый водитель легковушки, который, высаживая пассажиров с нарушением правил дорожного движения, так «по-королевски» станет на остановочном пункте, что большому автобусу на оживленной улице деваться некуда. А ведь это все и создание аварийной ситуации, и нарушение графика движения. Но человек, управляющий многотонной махиной с людьми, должен обладать стальными нервами. Тут уж не имеет значения, кто ты — суровый мужчина или хрупкая милая женщина. Однажды Ирина сделала такому… нехорошему водителю справедливое замечание. Тот в ответ обрушился на нее трехэтажным русским «фольклором»… Но, безусловно, хороших людей гораздо больше, чем плохих, и на наших дорогах в том числе.
Как легко бежит машина в погожий летний день по качественному дорожному покрытию, как, например, на шоссе в сторону Лиозно, Бешенковичей или на Старооршанской трассе! Но так бывает далеко не всегда. Дороги местного значения — всякие и разные. Да и климат придвинский не подарок. Если в первый рейс отправляться зимой, в стужу, появляется Ирина в парке как минимум за час до отправления на автовокзал, то есть в 4.30 утра. Все нужно успеть: получить от врача допуск к управлению автомобилем и путевой лист, завести автобус, прогреть салон и двигатель, очистить стекла от наледи, которая образовалась за ночь. Скоро на автовокзал придут первые пассажиры. Им будет подан удобный автобус, готовый к поездке. Так и хочется пожелать счастливого пути и пассажирам, и их очаровательному водителю.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.