Витебчанка-водитель автобуса: о трафике, графике и трехэтажном русском «фольклоре»

logo
Четверг, 18.03.2021 10:08 | Рубрика: Общество
03932

Выбирая профессию водителя автобуса, Ирина Леонова вполне осознавала, какую большую ответственность возьмет на себя.

Едва ли не во всех сферах человеческой жизнедеятельности представительницы слабого пола теснят сильных мужчин. Когда-то ажиотаж в их сообществе могла вызывать женщина, уверенно управляющая легковушкой. Но это было очень давно. Сегодня автоледи за рулем такси, маршрутки и даже грузового тягача — явление уже далеко не из ряда вон выходящее. А вот молодой и прекрасный водитель автобуса — все-таки, согласитесь, еще редкость.

Один из водителей филиала «Автобусный парк № 1 г. Витеб­ска» ОАО «Витебскоблавтотранс» — Ирина Леонова, молодая женщина, полноправный член шоферского братства. Ответственно, аккуратно возит она людей по пригородным маршрутам на своей большой и тяжелой машине — автобусе МАЗ-103 зеленого цвета. Человек, между прочим, с высшим образованием! Хотя, как считает Ирина Юрьевна, в данном случае это не имеет никакого значения. Главное — с комфортом и согласно расписанию доставить пассажиров по месту назначения.

В свое время Ирина окончила Витебский индустриально-технологический техникум и стала специалистом в области моделирования и конструирования одежды. Затем были художественно-графический факультет ВГУ имени
П. М. Машерова и даже магистратура, по окончании которой Ирине Леоновой предлагали учиться в аспирантуре. Однако, посчитала Ирина Юрьевна, не ее это стезя. Отработала положенный срок по распределению.

Когда впервые в автошколе села за руль легковушки, поняла, как это здорово — управлять автомобилем и вообще быть водителем! Училась, сдавала экзамены и одну за другой получала водительские категории — B, C, D и, соответственно, BЕ, СЕ, DЕ. Преподавала в автошколе, собиралась стать профессиональным инструктором, а лучше — вообще таксистом… Но в конечном счете дорожки судьбы привели ее в автобусный парк.

Здесь Ирина Леонова прошла серьезное собеседование — не потому, что женщина, а потому, что так положено.

Пассажирские перевозки — дело ответственное, здесь одних только знаний и навыков недостаточно, и водителем автобуса может быть не каждый.

Оказалось, что Ирина для этой работы годится вполне. Ей предложили на выбор: или маршруты по городу, или по Витебскому району во все его концы. Выбрала второе, хотя и на городских улицах тоже довелось поработать: водила автобусы с маршрутными номерами «2», «2а», «16», «26», «35». На пригородных маршрутах начинала с относительно небольшого автобуса МАЗ-241, затем перешла на МАЗ-103. Какое-то время возила людей под присмотром опытного водителя, затем стала работать одна.

Волновалась, когда впервые одна, убрав из-под лобового стекла известную табличку «За рулем стажер», отправлялась из парка на автовокзал, чтобы выполнить рейс в Бешенковичском направлении. Но все прошло хорошо.

Профессиональный водитель состоялся. К тому же управлять таким автобусом, как МАЗ-103, говорит Ирина Юрьевна, в удовольствие.

Хотя, безусловно, работа требует большого внимания, собранности и выдержки. Погодные и дорожные условия, человеческий фактор в лице других водителей, пешеходов и пассажиров… Здесь можно долго рассказывать, приводя и хорошие примеры, и не очень. Скажем, законное негодование может вызывать нерадивый водитель легковушки, который, высаживая пассажиров с нарушением правил дорожного движения, так «по-королевски» станет на остановочном пункте, что большому автобусу на оживленной улице деваться некуда. А ведь это все и создание аварийной ситуации, и нарушение графика движения. Но человек, управляющий многотонной махиной с людьми, должен обладать стальными нер­вами. Тут уж не имеет значения, кто ты — суровый мужчина или хрупкая милая женщина. Однажды Ирина сделала такому… нехорошему водителю справедливое замечание. Тот в ответ обрушился на нее трехэтажным русским «фольклором»… Но, безусловно, хороших людей гораздо больше, чем плохих, и на наших дорогах в том числе.

Как легко бежит машина в погожий летний день по качественному дорожному покрытию, как, например, на шоссе в сторону Лиозно, Бешенковичей или на Старооршанской трассе! Но так бывает далеко не всегда. Дороги местного значения — всякие и разные. Да и климат придвинский не подарок. Если в первый рейс отправляться зимой, в стужу, появляется Ирина в парке как минимум за час до отправления на автовокзал, то есть в 4.30 утра. Все нужно успеть: получить от врача допуск к управлению автомобилем и путевой лист, завести автобус, прогреть салон и двигатель, очистить стекла от наледи, которая образовалась за ночь. Скоро на автовокзал придут первые пассажиры. Им будет подан удобный автобус, готовый к поезд­ке. Так и хочется пожелать счастливого пути и пассажирам, и их очаровательному водителю.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Виталий СЕНЬКОВ. Фото автора.