В этом году инспекции по делам несовершеннолетних празднуют свою 90-ю годовщину. Одной из легенд этой службы является майор милиции в отставке Вера Шестакова из Витебска.
.jpg)
Даже сейчас, спустя много лет после того, как Вера Ивановна ушла на пенсию, первое, что поражает при встрече с этой смелой женщиной, — командирский голос и выправка. Их хрупкой девушке с художественным образованием пришлось вырабатывать в сложные для всей милиции времена. Так случилось, что ее карьера пришлась на разгул преступности в 80-х и 90-х годах прошлого века. Тогда вместе со взрослыми на скользкий путь все чаще вступали подростки и даже дети.
— Когда училась на худграфе пединститута, попала на практику в школу. Тогда же впервые услышала словосочетания «неблагополучная семья» и «трудные дети». Вспоминаю одного из первых своих учеников, пятиклассника. У него были проблемы с дисциплиной, а еще он попался на воровстве — украл кусок мыла в магазине. Пошел на это не из-за озорства или бравады, а потому что дома была нищета. И мальчишка был не совсем пропащий. Хотя и не сразу, но мы с ним нашли общий язык. Помогли в этом долгие беседы по душам. Больше ни в чем предосудительном мальчик замечен не был, — вспоминает офицер милиции в отставке.
Даже несмотря на этот опыт, Вера Шестакова тогда о службе не думала. Осталась в школе и преподавала. Все изменилось в конце учебного года. Молодого педагога вызвал директор. В его кабинете был человек в милицейской форме. Он предложил попробовать свои силы в инспекции по делам несовершеннолетних. Согласилась, а потом еще долго боялась рассказать семье о новом повороте в жизни. Не хотела, чтобы родители тревожились за свою дочь.
Отработав совсем немного в СИЗО, Вера Шестакова пришла на должность инспектора по делам несовершеннолетних в Октябрьский РОВД. До конца милицейской карьеры она оставалась верной и отделу, и выбранному направлению.
— В основном моей территорией был район улицы Гагарина и все прилегающие к ней окрестности. Три школы и много домов, а также небезызвестный в городе район Себяхи. Для того, чтобы общаться с некоторыми представителями этого района, даже выучила цыганский язык, но это было не сразу, — рассказывает Вера Шестакова. — Помню и первый свой вызов в неблагополучную семью. В квартире, куда пришли с опытным коллегой, застали жуткую картину: пьяная мать, а в кроватке неухоженный младенец, который истошно кричал от голода. Вызвали «скорую», которая увезла малыша в больницу. Меня тогда трясло несколько дней.
Еще раз что-то подобное Вера Ивановна испытала и при встрече с витебским маньяком Геннадием Михасевичем. Это были сильные эмоции — презрение и ненависть к этому зверю. Одного из самых известных преступников СССР ловили все правоохранители области. Среди тех, кто выполнял роль подсадной утки, была и инспектор по делам несовершеннолетних из Октябрьского РОВД. Ее ночью вывозили на дорогу из Полоцка в Новополоцк, девушка должна была привлекать внимание преступника, который тогда орудовал в том районе.
— Стою и знаю, что наши ребята неподалеку в засаде, но все равно неприятно. Меня тогда больше всего поразил один разговор со случайной встречной. Она подошла и предупредила, что у них тут маньяк завелся, а потом сразу остановила случайную машину и поехала в ней, — отметила Вера Ивановна.
И хотя лично в задержании Михасевича инспектору не довелось участвовать, но от неё не ушел другой преступник. Его, кстати, удалось вычислить и задержать благодаря «трудным подросткам», которые стояли на учете у Веры Шестаковой. Тогда за помощь в раскрытии тяжкого преступления им даже выплатили премию в сорок рублей.
— Мои «плохиши» сказали, что возле школы № 3 ходит какой-то мужичок и записывает девочек в спортивные секции. Ребята мне всё про него рассказали, отметили, что подозрительный какой-то. Я тут же об этом в уголовный розыск сообщила. Они ответили: все подробно в рапорте опиши, будем проверять. Уже на следующее утро стало известно, что это педофил. Он приходил к девочкам домой, когда не было родителей. Его задержали, привезли в отдел, потом было громкое уголовное дело, суд и приговор, — подчеркнула ветеран милиции.
С той же витебской школой связан и самый страшный случай в карьере Веры Шестаковой. Даже много лет спустя говорить о нем ей очень сложно. В 1991 году пропала 7-летняя девочка. Как позже выяснилось, она была изнасилована, а затем задушена. Поиски пропавшей и в тот день, и в последующий ничего не дали, хотя и все помещения школы, и округу прочесали, казалось, очень тщательно. А на третий день с утра старшеклассники, убиравшие мусор на территории учебного заведения, в дальнем углу за сараями наткнулись на тело. Труп был уложен в мешок, а на девочке не оказалось ни обуви, ни колготок, ни нижнего белья.
— Мне тогда нужно было сообщить о случившемся семье ребенка. А они жили неподалеку от меня, мы хорошо были знакомы. Рассказать обо всем маме тогда не решилась. Отцу сказала, что нужно проехать на очередное поисковое мероприятие. В машине он всё понял, — рассказала Вера Шестакова.
Жуткое преступление было раскрыто только через четверть века, когда сама Вера Ивановна уже была на пенсии. Сотрудники уголовного розыска смогли установить виновного. Им оказался сварщик из бригады строителей, которая проводила ремонт в той самой школе. Душегуб и насильник покончил жизнь самоубийством. Именно тогда при вскрытии были взяты биологические образцы его крови.
Как вспоминает Вера Шестакова, этот упырь тоже был среди подозреваемых, но делать дорогостоящую экспертизу в то время не позволяло финансовое состояние правоохранительных органов, а жена не рассказала милиционерам, что ее супруг дома склонен к агрессии и избивает домочадцев. Тогда бы эта информация точно пригодилась следствию.
Вера Ивановна всегда умела наладить контакты с руководством учебных заведений, что позволяло объединять усилия в работе с трудными подростками. Она всегда была справедливой в своих поступках и решениях. За это ее уважали все — от мала до велика. Местные рассказывают, что даже массовые драки, бывшие тогда в моде у молодежи, прекращались, едва кто-то видел на горизонте Шестакову.

Свидетельством уважения и любви к своему инспектору ИДН служат и многочисленные письма и открытки от некогда трудных подростков. Вера Шестакова бережно хранит их до сих пор. Это и поздравления со всевозможными праздниками, а также просьбы помочь советом в непростой жизненной ситуации. Такое отношение к сотруднику милиции — результат настоящей честной службы.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.