Театр начинается с души: заглянули за кулисы международной театральной лаборатории

logo
Понедельник, 10.07.2023 20:00 | Рубрика: Культура
01944

Хотелось ли вам когда-нибудь заглянуть за кулисы, узнать, как готовятся к спектаклю актеры, что помогает им вживаться в роль? Тогда за мной, в международную театральную лабораторию. Свет рампы. Тише…

В фестивальные дни у студентов, которые выбрали своей будущей профессией служение Мельпомене, есть уникальная возможность поучиться у мэтра – Александр Бармак, профессор ГИТИС, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения второй год приезжает в Витебск и проводит занятия в международной театральной лаборатории. Это творческий проект ГИТИС, дирекции фестиваля и Национального академического драматического театра имени Якуба Колоса.

На урок к мэтру на камерную сцену в день открытия театральной лаборатории пришли студенты Московской высшей школы сценических искусств, Белорусской государственной академии искусств, Витебского государственного колледжа культуры и искусств и даже артисты театра имени Якуба Колоса.

Александр Бармак вошел в зал с зонтиком-тростью. Этот атрибут, дань переменчивой фестивальной погоде, удивительно ему шел, словно перенося в эпоху, когда и трости, и строгие цилиндры были в обиходе, а театральное искусство являлось для людей и воспитателем души и ее усладой, не допускало пошлости, низости, заменяя и не открытый еще кинематограф и не существовавший в помине интернет. Александр Бармак сразу попросил всех сесть поближе, чтобы не с театральной лекции, а с живой беседы началась эта встреча.

– В прошлом году, в мой дебютный приезд в Витебск, в театральной лаборатории мы в деталях и эмоциях разбирали пьесу Антона Чехова «Три сестры». Ее герои и их проблемы современны и сейчас. Тем актуальнее было учиться на таком материале. В этом году мы будем разбирать куда более сложное произведение – трагедию Уильяма Шекспира «Гамлет».

Но сначала я хотел бы поделиться со студентами наблюдениями о некоторых московских театрах, словно своим эссе или зарисовкой с натуры. Я человек минорного склада, поэтому не взыщите, если и некоторые тенденции, которые назову, не будут мажорными. Очень любил постановки театра на Малой Бронной главного режиссера Александра Дунаева, он уже ушел из жизни. Я привык к тому, что на этой сцене всегда происходило нечто выразительное, серьезное, человечное, и вот недавно, побывав на Малой Бронной на современной постановке, вышел с чувством внутреннего оскорбления. Странный упадок деланно веселых людей, вот, что я наблюдал, это нередко приходится видеть и в жизни, даже просто на улице. Когда я преподаю или ставлю спектакль, то в первую очередь задаю себе вопросы: для чего, для кого я это делаю? В искусстве должен быть смысл, воспитательная направленность. В театре, на спектакле нужно создавать атмосферу – сгусток смысловой и эмоциональной энергетики, этого можно добиться только с помощью художественной честности актеров и режиссера. Я приверженец «школы переживаний», когда актер настолько входит в роль, что не играет, а по-настоящему переживает на сцене все чувства и эмоции персонажа, словно становится им и еще некоторое время живет в обстоятельствах своего героя даже после спектакля. В «старой театральной школе» это было хорошо заметно на поклонах, мне нравилось наблюдать как, с какими лицами на них артисты. Вот к зрителям выходит на поклон Гамлет, а вот его становится уже чуть меньше, затем еще, и из роли, из образа проступает артист, который, нет, не играл, был Гамлетом. Вот этого бы я хотел добиться от молодых студентов, проводя уроки в театральной лаборатории.

По глубокому убеждению Александра Бармака поможет в этом только великий Константин Станиславский создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении ста лет имела огромную популярность в России и мире, на трудах его нужно неустанно учиться. И если кто-то сейчас отбрасывает систему Станиславского как устаревшую, то откидывает назад само театральное искусство.

Результаты работы театральной лаборатории витебчане и гости города смогут увидеть 17 июля, в полдень, на камерной сцене театра имени Якуба Колоса, на показе сцен из пьесы «Гамлет», вход свободный.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Екатерина ПУЧКОВА. Фото автора.