© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.
Этот театр вырос из драматического кружка, который в далеком 1919 году организовали учителя железнодорожных школ Витебска. Молодежь увлеклась творчеством, спектакли по пьесам Максима Горького, Александра Островского и других авторов ставили прямо в пакгаузе, причем выступления актеров-любителей сопровождались игрой на скрипке…
Праздник, посвященный вековому юбилею любительского театра, во Дворце культуры железнодорожников также начинался с музыкальной увертюры здешнего оркестра, а также с выставки, на которой были представлены исторические афиши, фотографии со спектаклей, снимки актеров и режиссеров, которые руководили театром в разные годы.
С 1974-го по 1990-й год коллектив работал под руководством режиссера Александра Нисневича. Это был период творческого восхождения и процветания театра железнодорожников. Александр Исидорович, которого мы застали в момент общения с гостями — старыми друзьями из народного театра брестского КСЦ, рассказал, что в 1977-м году коллектив уже стал лауреатом I Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся и получил звание народного.
— Побед было много. Например, наш театр первым среди других любительских коллективов получил премию комсомола Витебщины, — поделился Александр Нисневич. — До сих пор с гордостью вспоминаю о том, что мы были одним из лучших народных драматических театров Беларуси. В репертуар входили шесть спектаклей, которые мы могли играть на протяжении недели и собирали полный зал. А труппа в один из периодов состояла из 60 человек — это железнодорожники, студенты, работники предприятий города, потому на некоторых спектаклях у нас работали два состава исполнителей, как у профессионалов. Были и семьи, что говорить, даже две свадьбы сыграли…Театр гастролировал, мы выступали на БАМе, в Челябинской области, в Минске, Бресте, в Даугавпилсе, ездили в Чернобыльскую зону.
В репертуар театра входили «Прымакi» и «Раскiданае гняздо» Я. Купалы, «Последние» и «Варвары» М. Горького, «Нашествие» Л. Леонова, «Каменный гость» А. Пушкина, «Дом Бернарда Альбы» Ф. Гарсиа Лорки и другие спектакли.
Новшества в деятельность творческого коллектива железнодорожников привнесла режиссер Лариса Данченко в 1990-е годы. Театр синтеза как оригинальная форма сценического искусства зарождался со спектаклями «Полет над чертой», где была использована живопись витебского художника Валерия Чукина, «Три жизни Айседоры Дункан» в сопровождении слайдов с изображением скульптур Ивана Казака. Театр сотрудничал с известными фотографами Александром Глебовым, Юрием Ребровым.
В 2012-2014 годах руководил коллективом известный режиссер, член Союза театральных деятелей Беларуси Игорь Бояринцев. Спектакль по пьесе Мартина Мак-Донаха «Королева красоты» в его постановке получил Гран-при областного театрального фестиваля.
С театром железнодорожников, получившего название «Синтез», связана судьба хореографа Анастасии Маховой, телеоператора Олега Черняка, поэтессы, члена Союза писателей Беларуси Татьяны Жилинской и многих других творческих людей.
В настоящее время основная труппа «Синтеза» — это 20 увлеченных театральным творчеством человек, большая часть коллектива – железнодорожники. Как рассказал художественный руководитель и режиссер Владислав Мицкевич, в репертуаре сейчас четыре спектакля, коллектив работает над новыми жанрами.
Праздничную неделю во Дворце культуры железнодорожников 19 октября завершит спектакль «Уставший дьявол» в постановке Влада Мацкевича. В программу включены спектакль «Ужин дураков» и театрализованный концерт с оркестром «Эхо войны» театрального коллектива витебчан, сценические работы народных театров КСЦ Бреста и Дворца культуры железнодорожников Орши, студенческого театра Витебского государственного колледжа культуры и искусств, арт-театра Defacto.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.