Витебский художник Сергей Петров 25 лет своей жизни посвятил искусству храмовой живописи

logo
Четверг, 09.11.2017 18:03 | Рубрика: Религия
06939

В иконописной мастерской при епархиальном подворье мы встретились после возвращения мастера из Павловской слободы Истринского района в Подмосковье, где он занимается росписью церкви, построенной при гимназии.

В Витебске его ждет большая работа, вернее, продолжение ее. Еще в сентябре фасад нового храма Cвятой Блаженной Матронушки Московской в Билево украсили образ Матронушки и изображение Святой Троицы. Теперь мастер занимается подготовкой эскизов для росписи алтаря и купола этой церкви. А еще предстоит завершить стеновую композицию «Страшный суд» в Успенском храме возле Ботанического сада.

Известный мастер с 1992 года участвует в реконструкции витебских церквей и путешест­вует от храма к храму в городах России и Беларуси.

Бесценное архитектурное творение — Воскресенский храм в Витебске. Украшающие его фрески выполнены витебскими мастерами, а многометровая икона «Сошествие Иисуса Христа в ад» на внешней алтарной стене была написана Сергеем Петровым. Он со товарищи также работал по росписи Благовещенской церкви, Успенского кафедрального и Покровского соборов. Одной из своих достойных работ считает икону Иоанна Кронштадтского, написанную для Успенской церкви, — изучал житие святого, бывал в его квартире, в том единственном месте, где батюшка уединялся для молитвы. Там, в намоленном пристанище, просят посетителей о молчании, и, как го­ворит собеседник, человек может услышать тишину в своей душе.

Сергей Петров принадлежит к той группе художников, с которой в 90-е прошлого века начиналось возрождение витебской иконописной школы. Тогда в наш город по приглашению владыки Димитрия приехал московский иконописец Владимир Сидельников для работы в Витеб­ске и Полоцке, вокруг него объеди­нились местные художники.

Сергей Николаевич и поныне находится в дружеских отношениях с учителем, связывает иконописцев и сотрудничество.

А много лет назад он, выпускник худграфа Витебского пединститута, осознав, что быть учителем рисования не его стезя (преподавал в Минске), отправился в Петербург, где поступил вольнослушателем в академию художеств. А потом начался долгий путь духовных исканий — как жить и для чего жить.

— Я смотрел мир, сам себе организовывал пленэрные путешествия от Карелии до Алтая, — поделился Сергей Николаевич. — Однажды в Псковской области встретил священника, который перевернул представления о жизни, он стал моим духовным наставником. Я не был крещен, он подвел меня к тому, что это необходимо. И ведь тогда пришло осознание, что в моем роду все были православные, кроме того, я узнал, что прадед был на послушании в храме Святой Троицы в Невеле. Духовные искания и профессиональные навыки привели меня к иконописи.

— Сергей Николаевич, быть художником и иконописцем — это не одно и то же?

— Видите ли, художник занимается самовыражением, он сам себе творец. А мы, иконописцы, — сотворцы, подчиняемся Господу и работы свои делаем по древним каноническим изображениям. Но творчества и в этих рамках хватает. Главное для сотворца преодолеть грехи свои. Иначе образ не будет написан такой, какой надо. Иконописец-стенописец должен быть церковным человеком. После исповеди и причащения, когда духовно очищаешься, после короткой молитвы и обращения за помощью к Матери Божьей, ангелам, Господу, к тем, кого будешь писать, после благословения начинается работа. Когда ты сам себя ощущаешь чистым сосудом и слышишь ту особую тишину в душе, которая позволяет принять свечение образа, «звучание» евангельских событий, когда исчезает исчисление времени и наступает погружение в мир, наполненный святостью…

Иконопись — труд соборный. Сергей Николаевич рассказывает, что, когда работает в Москве, то подчиняется Владимиру Сидельникову, он — знаменщик, всегда завершает икону. А в Витебске сам Сергей Петров выступает знаменщиком. Говорит, что соборность — это хорошо для смирения.

В иконописной мастерской при епархиальном подворье у него женский коллектив — иконописицы Елена Масалович, Елена Ананьева и Евгения Демидова. Вместе они не только для церквей пишут иконы, но и для мирян — венчальные, семейные, мерные (для новорожденных). И все годы витебский иконописец, несмотря на знания и опыт, продолжает учиться. Каждая поездка в Россию сопряжена с желанием и необходимостью смотреть на старые иконы XV—XVII веков — в Треть­яковской галерее, Русском музее, музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева, знакомиться с особенностями новгород­ского, смоленского, псковского письма или с иконописью в христианских странах, Иерусалиме, видеть, как каждый народ переосмысляет византийскую традицию. По признанию витебского мастера, для него икона по-прежнему остается тайной, и в познании ее нет границ.

На снимках: С. Петров в мастерской; роспись на храме Матронушки Московской; роспись «Воскресение Христово» над входом в храм Всех Святых в г. Гусеве Калининград­ской области.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА.