«Я там, где должна быть…»

На вопрос, как возникает в сердце человека вера, ответить исчерпывающе, наверное, невозможно. Может, случилось чудо, а может, беда, а кто-то однажды понял, что кому-то до тебя всегда есть дело и Он рядом. Сколько сердец, столько и путей к Богу.


">
logo
Четверг, 04.08.2016 10:54 | Рубрика: Религия
02389

На вопрос, как возникает в сердце человека вера, ответить исчерпывающе, наверное, невозможно. Может, случилось чудо, а может, беда, а кто-то однажды понял, что кому-то до тебя всегда есть дело и Он рядом. Сколько сердец, столько и путей к Богу.

Хотя поводом для встречи с Ириной Чалышевой, учителем музыки в школе, певчей церковного хора в Покровском соборе, стали иконы, которые она вышивает бисером, разговорились прежде всего об этом. Понятно же, что без веры, без благословения браться за такое дело нельзя.

Ирина откликнулась на интерес к деликатной и трепетной теме очень просто, с тихой улыбкой заметив, что у нее нет «рецепта», только своя история.

— Знаете, меня даже певчие воспринимают как самую успешную среди них. Я за одним мужем уже 33 года, у меня трое взрослых детей, один из них — мой усыновленный брат, с которым у нас разница в 19 лет. Мама наша рано умерла. Внуки у меня. Любимая работа. Муж мой офицер, служил в Афганистане, конечно, мне приш­лось многое пережить. Но у каждого человека свои переживания, и всегда найдется тот, кому еще хуже, чем тебе. Не знаю почему, но я всегда улыбаюсь, так мне радостен мир, — поделилась Ирина Алексеевна.

Это она рассказала к тому, что вовсе не беда вела ее к церкви.

— В моем роду прадед был священником, а родная сестра деда — монахиней в миру. Ее хорошо помню, мы приходили к ней, продукты приносили с бабушкой, к которой я приезжала в детстве в деревню. А в церковь меня никто не водил, бабушка моя неверую­щей была. У нее очень любила за цветами ухаживать, клумбы обустраивать, заниматься мелкой работой, которая требовала терпения и усидчивости. А собираю ягоду — обязательно пою что-нибудь. Так она, посмеиваясь, меня блаженной называла. Однажды мы заговорили с ней о Боге, а тогда, в советское время, это не принято было. Бабушка спрашивает: «Ну, где твой Бог, покажи мне». И я, еще дошкольница, вдруг отвечаю ей: «А ты посмотри, Он — вокруг». До сих пор это помню и не знаю, почему так ответила.

Ирина поделилась, что, конечно, по воспитанию она была атеисткой, но это тревожило, а жизнь воцерковленных людей вызывала какие-то необъяснимые чувства. И она очень старалась найти ответы на тревожащие вопросы.

— А что послужило первым толч­ком в вашем выборе?

— Икона Божией Матери! Я работала после учебы в Ушачах, жила в доме у хозяйки. И был такой эпизод в моей жизни, когда я кинулась к красному углу и стала горячо молиться, не умея, своими словами. Мне так нужна была помощь… И она пришла ко мне! Это стало откровением. Я до сих пор пытаюсь понять силу молитвы. А молитва — сильна, особенно, когда Божией Матери молишься не столько за себя, сколько за кого-то.

Ирина Чалышева вышивает иконы уже семнадцать лет. Сначала делала это для себя, а потом люди стали обращаться с прось­бами. За это время она стала участ­ницей нескольких выставок в Витебске и Минске, причем первый публичный показ ее работ состоялся в духовной семинарии, где также представляли произведения и другие мастерицы. Тогда же она попросила благословения и получила его от самого владыки — архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия.

Икона Божией Матери «Умиление», которую вышивала первой, до сих пор в доме у Ирины. Она необыкновенна в своей небро­с­кости — бисер так подобран мас­терицей, что по сдержанности, приглушенности тонов образ можно принять за старинный.

— Бывают такие сны, которые запоминаются на всю жизнь. И у меня так случилось, когда во сне видела эту икону, мне словно знание какое-то давалось, — рассказала Ирина. — Прошло время, и я поняла — пора браться за дело, хотя до этого ни иголку, ни бисер в руках не держала. Знакомая художница написала лик, а я целый месяц вышивала. Работала как одержимая. И сразу надела очки. Первую икону я вышила без благословения, теперь же без благословения, исповеди, причастия вышивать не берусь. Как мать к ребенку с чистыми руками подходит, так и я к работе над иконой — с чистой мыслью, избавившись от всякого «мусора». Все мои иконы освящены.

Ирина много занималась са­мообразованием. Осваивала техники, и теперь у вышивальщицы свой почерк, который проявился в работе уже во второй иконе — «Серафим Саровский». Она изучала смысловые акценты в иконах и технику исполнения — украинских мастериц, московских, а похожие на свои методы вышивки обнаружила в музее икон в городе Ветке.

Ближе всех по восприятию — лик Богородицы, и Ирина Алексеевна вышила бисером Иверскую Божию Матерь, Казанскую Божию Матерь.

Для себя с радостью выполнила икону покровительницы — святой великомученицы Ирины. Многие образа, вышитые ее руками, уехали со своими владельцами в Москву, города Германии, Израиля.

Одна из последних — икона архангела Гавриила. Со своей историей Спас Нерукотворный. Лик был брошен в разрушающемся деревенском доме. Кто-то начал вышивать да оставил, нашла ико­-ну сестра Ирины и привезла ей, она реставрировала ее, завершила вышивку. Сейчас приступает к работе над иконой Николая Чудо­творца.

А еще Ирина Чалышева «пишет» бисером пейзажи, библейские сюжеты.

Мысль о том, чтобы как можно больше узнать о жизни воцерковленных людей, ее не покидала. И Ирина молила, чтобы судьба свела ее со священником. Так и получилось, через сплетение житейских событий состоялось когда-то знакомство с отцом Григорием. Он, узнав, что Ирина музыкант, удивился: «Отчего же в церк­ви не поешь?» И она пошла по объявлению о наборе в Покров­ский собор. Поет до сих пор в хоре, иногда выступает в качестве регента. Теперь же стала и в кружок рукоделия при храме ходить.

— Чувствую сердцем, что я там, где должна быть, — делится Ирина Чалышева. — Моя жизнь, получается, всегда вращалась вокруг церкви. Когда вижу иконы, испытываю много сильных эмоций. Порой они выливаются в стихи — это дневник моей души.


© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Наталия КРУПИЦА. Фото автора.