«Обманут кого угодно, только не меня». Специалисты по кибербезопасности рассказали, какие уловки используют кибермошенники, чтобы завладеть вашими деньгами

logo
Пятница, 29.10.2021 11:26 | Рубрика: Происшествия
01922

«Обманут кого угодно, только не меня», — так самонадеянно считают некоторые и… становятся жертвами.

Платежи пластиковая карта

Правоохранители периодически предупреждают пользователей сети Интернет о кибермошенниках. Большинство слышали и знают о том, что не следует доверять незнакомым в мессенджерах и соцсетях. Возраст и социальный статус для обмана не имеет значения. Но жители Витебщины все так же ведутся на уловки кибермошенников.

У подростка в социальной сети появился новый друг. Войдя в доверие, злоумышленник поинтересовался, какого цвета банковская карточка у одного из родителей. В дело вступил интерес игры. 11-­летнему ребенку он предложил сфотографировать карточку, переслать фото, чтобы сравнить, у кого она более красивая. В итоге семья лишилась около 200 рублей.

Более 9 тысяч рублей лишилась витебчанка. Жертвой вишинга стала 50-­летняя работница одного из предприятий областного центра. Два полученных кредита канули для нее в Лету.

Четыре кредита на свое имя оформила пенсионерка одного из районов Витебской области. Следует отметить, что в свое время женщина работала на руководящей должности в органах исполнительной власти. Она перевела более 11 тысяч рублей на «специальный защищенный счет», указанный кибермошенниками.

Еще одна витебчанка осталась с четырьмя кредитами на сумму более 18 тысяч белорусских рублей. Ей сообщили, что ее заказ — кредит на сумму 3 тысячи белорусских рублей — одобрен. В дальнейшем общались с ней в мессенджере. Ключевыми стали слова: «По заверенным у нотариуса документам в нескольких банках на ваше имя оформлены запросы на кредиты». Волшебное слово «нотариус» сыграло свою роль, после чего злоумышленники получили удаленный доступ к телефону, паспортные данные витебчанки и согласие на общение в мессенджере. Главное, смогли убедить кибержертву, что ей самой надо действовать и что она сможет исправить свою финансовую ситуацию.

— Два дня со мной поддерживали разговор, не отключаясь, с требованием все держать в тайне, — рассказывает витебчанка. — За это время побывала в шести банках. В четырех мне дали кредит. Меня запугали мошенники, говорили, что мое дело передадут в Следственный комитет, что приедет следователь… Испытала шоковое состояние, когда поняла, что за мной никто не приедет, никто не позвонит. В результате помогла мошенникам. Полученные деньги отослала в никуда. Попала в финансовое рабство.

Анна Галинская, старший опер­уполномоченный управления по противодействию киберпреступности УВД Витебского облисполкома:

— Чаще всего мошенники звонят, представляются сотрудниками банка либо правоохранительных органов. Начинают разговор с того, что им известна информация, например, о какой-­то отмененной расходной операции по счету гражданина, которая на самом деле не совершалась. Он слышит свое имя, отчество, последние цифры банковской карты. Или другой вариант — мошенники ссылаются на то, что кто­-то снимает деньги по доверенности или закрывает его вклад; или что одобрена заявка на кредит, но, так как человек его не оформлял, совместно предлагают поучаствовать в разоблачении «недобросовестного работника банка», который воспользовался своим положением и оформил кредит. Для этого убеждают оформить заявки на кредит в других банках и сохранить деньги на «специально созданном защищенном счете», с которого позже все деньги можно будет вернуть. Но самое удивительное, что для отмены операции не просят передать данные, а советуют установить определенное мобильное приложение или программу, а позже передать код регистрации. Эта программа позволяет видеть все, что отображается на экране телефона или компьютера. Потом просят перейти в банкинг, якобы чтобы проверить, не изменился ли баланс карты, но сами в этот момент «под­сматривают» логин и пароль для входа в личный кабинет. Дальше уже дело техники. Когда человек отказывается передать нужные им данные или выполнять действия, то в ход идет еще одна хитрость. Ему говорят, что, значит, с мошенниками он заодно и через некоторое время ему придет повестка в суд.

Происходит эмоциональное воздействие. Разговор вводит жертву в тупик. В страхе, желая сохранить свои сбережения, человек идет на поводу у злоумышленников, передает персональные данные или коды из смс, или устанавливает программы, или оформляет кредиты...

Как вести себя в подобной ситуации? Главное — не впадать в панику. Сохранять спокойствие. Завершить разговор. Перезвонить в свой банк. Номер банка указан на обороте банковской карты либо в интернет-­банкинге. В банке можно узнать, имеются ли какие-­то проблемы со счетом либо вкладом.

Статистика:

За 9 месяцев текущего года на территории области зарегистрировано более 1350 киберпреступлений. Максимальная сумма хищений у одного потерпевшего — более 62 тысяч рублей, у второго — 79 тысяч рублей.

В области граждане потеряли денежные средства на сумму более 1 миллиона 400 тысяч рублей. Большинство из обманутых имеют среднее специальное образование. В процентном соотношении картина следующая: из 100 процентов хищений на уловки мошенников попадается 66 процентов женщин, 34 — мужчин.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Лариса СТЁПКИНА. Фото из открытых исочников.