О перекрытых подъездах к контейнерам, крупногабаритном хламе и сортировке мусора рассказали водитель и грузчик витебской Спецавтобазы

logo
Четверг, 14.02.2019 18:00 | Рубрика: Общество
02553

С грузчиком Дмитрием Орловым и водителем мусоровоза Михаилом Карелиным Спец­автобазы, которые обслуживают маршрут № 31 в микрорайонах Юг‑6 и Юг‑7, 6 февраля в рейд отправился корреспондент «Витьбичей».

Как вылавировать?

Дворы городских многоэтажек не отличаются функциональностью с точки зрения ответственных за удаление из них бытового мусора. Считай, в каждом втором дворе передвигаться доводится исключительно задним ходом. Порой впритирку к дорогим легковым машинам здешних жильцов. Даже бывалые автомобилисты, приступая к работе в таких условиях, признают себя недостаточно опытными и стрессоустойчивыми.

— Я устроился работать на Спецавтобазу 17 лет назад. Тогда мы не сталкивались с проблемой, которая теперь стала основным препятствием в работе, а именно — изобилием кое­как припаркованных во дворах легковушек, — утверждает один из лучших водителей предприятия Михаил Карелин. — Мой ЗИЛ со специальным кузовом вместимостью 22 кубометра не самый маневренный автомобиль. Лавировать между рядами легковушек на МАЗах, на которые постепенно переходит база, еще сложнее.

Со стороны подъездов припаркована целая цепь авто. Отдельные из них — так называемые «подснежники» — не эксплуатируют долгое время, судя по накопившемуся под ними и на них снегу. Вместе с тем остановка и стоянка транспортных средств здесь запрещена согласно Правилам дорожного движения.

— За столько лет работы на определенном участке я успел и прямо, и косвенно познакомиться со многими здешними автомобилистами, — рассказывает Михаил. — Изучил их привычки и характеры. Бывает, увидев из окна, что проезду мусоровоза препятствует его машина, владелец стремглав, с извинениями бросается отгонять свою «ласточку». Но есть и те, которые с завидным упорством — будто назло — из раза в раз ставят машину так, что она мешает, и не реагируют на увещевания.

Между тем, по наблюдениям М. Карелина, большую роль в соблюдении общепринятых правил могут сыграть соседи, те же пресловутые бабушки у подъезда или у окошка. Одна, наблюдая, что мусоровоз не «вытряхнул» наполненный контейнер, звонит на «горячую линию» с жалобой на коммунальщиков. Другая справедливо упрекает соседей, создавших своей машиной препятствие работникам санитарной колонны. Второй вариант — более действенный, хотя менее приятный: кому охота ссориться с соседями?

— Да ладно мы, — включается в беседу грузчик Дмитрий Орлов. — Вон (указывает вверх, на закопченную внешнюю стену), на десятом этаже пожар случился. Пожарные не могли подъехать. Бывает, скорой помощи не пробраться на вызов все по той же причине бестолковой парковки легковушек.

Сложности с сортировкой

— У каждого дома, а то и у каждого подъезда установлены контейнеры для отходов из стекла и полиэтилена, — за­остряет внимание Михаил Карелин. — Но отношение к раздельному сбору мусора у населения весьма прохладное. Неужели так лень, выбрасывая дома отходы, рассортировать их? Ведь на полигоне ТКО в куда менее благоприятных санитарных и погодных условиях это делают другие люди!

Мусоровозы не занимаются вывозом отдельно собранных стекла и пластика. Но Дмитрий Орлов признался, что они с напарником всегда благодарят людей, когда те на их глазах выбрасывают предварительно рассортированные отходы. Мелочь, а приятно и одной, и другой стороне.

«Дорогой, многоуважаемый шкаф!»

Отдельная тема — удаление второго по распространенности после ТКО крупногабаритного мусора. Традиционно жильцы многоэтажных домов складируют его прямо у подъездов или на оборудованных контейнерных площадках. Разломанные шкафы, прогнившие диваны, мешки со строительной арматурой, выброшенные после Нового года елки привлекательности дворам не придают. Жильцам следует обращаться на ту же Спецавтобазу по поводу предоставления спецавтотранспорта для вывоза таких отходов. Людям предоставлена возможность самостоятельно вывозить подобный хлам на полигон ТБО. Плата за вывоз и утилизацию предусмотрена небольшая. Но те, кто сделал ремонт или обновил мебель, не торопятся утилизировать отжившие свой век вещи. Их чаще всего складируют на неопределенное время в непредназначенных местах. Создается впечатление, что недобросовестные хозяева считают: вынесенный за пределы их жилища мусор перестает быть мусором. Выставили за дверь — и отряхнули руки. В прямом и переносном смысле.

Беспорядок вызывает недовольство соседей, но претензии адресуют не его виновникам, а коммунальным службам. В конечном итоге санитарная колонна Спецавтобазы освобождает дворы и от того хлама, за который, по сути, не должна нести ответственности. Бортовой транспорт исправно курсирует по дворам, чтобы подобрать громоздкие вещи. И не дай бог им залежаться — телефон «горячей линии» раскалится от гневных жалоб.

«Мы же им платим!»

Каждая бригада мусоровоза работает в тесной связке с рабочими комплексной уборки домовладений (в простонародье — уборщицами). В основном это женщины. Труд их нелегок физически и морально — попробуйте изо дня в день убирать чужую грязь — и редко бывает благодарным. Но они стараются.

— Мой рабочий день длится с 6 до 10 и с 14 до 17 часов, — рассказывает Елена Баранова. — Слежу за порядком в девяти подъездах многоэтажек на Чкалова. Первым долгом выкатываю из подсобных помещений, из-­под мусоропроводов заполненные контейнеры. Опорожняют их спецслужбы, строго соблюдая установленный график. Помешать этому могут разве что машины, перегородившие подъезд.

Другой рабочий, Татьяна Гудкова, затрагивает еще одну проблему — использование жильцами мусоропроводов не по назначению:

— Зачастую в мусоропровод стараются запихнуть что­-то, что не может пройти по его стволу в силу размера. Иной раз выбрасывают тяжелые предметы. Но мусоропровод предназначен исключительно для ТКО! Задумайтесь, что будет, если с его помощью «транспортировать» вниз строительный мусор. Скажем, сбросить килограммовый кусок застывшего цемента с высоты девятого этажа. Ни один шибер (устройство для удержания мусора в стволе) не выдержит! Вот и приходится то стволы прочищать, то шиберы латать.

Если с основной спецмашиной случилось что-­то серьезное, на выручку по ее маршруту отправляют сменную. Незначительные поломки «санитары» города стараются устранять оперативно. К примеру, если на ЗИЛе М. Карелина полетело сцепление, он устраняет поломку за пару часов и спешит по сво­ему маршруту. Работникам санитарной колонны не хуже, чем самим жильцам, известно, что убирать мусор своевременно — себе же легче. Видимо, и в этой связи переполненных мусором контейнеров корреспондент во время рейда не обнаружила. Более того, чистильщикам города не препятствовали их традиционные «оппоненты» — бомжи и птицы. Обычно они ищут, чем можно поживиться, выбрасывая из контейнеров прямо на землю уже погруженные в них отходы.

За смену М. Карелин с Д. Орловым выполняют по четыре рейса, курсируя между улицами Витебска и полигоном ТБО. В среднем за рейс забирают содержимое 36 контейнеров (их объем составляет 0,75 кубометра), а объем кузова мусоровоза с уплотнением — 22 кубометра. Выходит, только эти двое мужчин за день освобождают город от почти 90 кубов отходов! Аналогичная нагрузка ложится на их коллег.

— Мы выполняем придомовую (в частном секторе), механизированную и ручную уборку мусора, — поясняет заместитель начальника санитарной колонны Спецавтобазы Сергей Осипов. — Решением Витебского горисполкома установлены дифференцированные нормативы образования ТКО на 2019 год в расчете на одного человека 1,81 кубометра ТКО и 0,14 кубометра крупногабаритных отходов — в благоустроенных домах; 2 кубометра — в неблагоустроенных домах и секторе частной застройки. Не включаются в норматив образования ТКО для жилищного фонда и объектов обеспечения жизнедеятельности человека уличный смет, отходы — строительные, крупногабаритные, обрезки от зеленых насаждений, сезонной уборки населенных пунктов, содержания скота, обслуживания дома, личного подсобного хозяйства.

За прошлый месяц только Спец­автобазой утилизировано порядка 67 тысяч кубометров мусора без учета вывезенного по поступившим заявкам. Это огромные объемы. При этом Витебск мусором не завален, а весной ему предстоит очередная генеральная уборка. К слову, по наблюдениям «санитаров» города, мусора становится больше весной и в конце лета. Перед Пасхой хозяйки вычищают жилища до блеска, а в августе-­сентябре активно варят, консервируют, солят, готовят запасы на зиму.

По признаниям тех, в круг чьих трудовых обязанностей входит удаление ТКО, есть люди, настроенные на сотрудничество и конструктивный диалог. Они следят за чистотой в подъезде, лифте, не гнушаются прибрать на площадке, под балконом, посадить цветы, декоративные кустарники. К сожалению, таких немного в сравнении с теми, кто свое бытовое бескультурье прикрывает единственной фразой: «Мы же им платим!» Однако правильная парковка, обеспечение сохранности инженерного оборудования домов, где мы живем, уважение к труду тех, кто помогает нам соблюдать чистоту, — это норма, а не одолжение. И откупиться от этого не получится.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Автор: Светлана ЯКОВЛЕВА. Фото автора.