
Контрольно-надзорная деятельность Витебского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР (далее – управление) в период подготовки субъектов хозяйствования Витебской области к работе в осенне-зимний период 2025/2026 гг.
В период подготовки к прохождению осенне-зимнего периода 2025/2026 года специалистами управления проведены 2 выборочные проверки и 43 мониторинга субъектов хозяйствования различных форм собственности Витебской области.
В ходе проведения контрольных мероприятий обследован 271 объект, из них 125 теплоисточников, 20 центральных тепловых пунктов, 84 административных и общественных и 42 производственных здания. Проконтролировано 105 систем автоматического регулирования подачи тепловой энергии и 153 приборов учета тепловой энергии.
По результатам проверок и мониторингов выдано 2 предписания и 42 рекомендации на устранение выявленных нарушений. В целях недопущения нарушений законодательства в дальнейшем, проведена индивидуальная разъяснительная работа о соблюдении законодательства в сфере энергосбережения и применения его положений на практике с представителями 92 организаций.
Выявленное в ходе проведения проверок и мониторингов нерациональное использование ТЭР составило 50,21 ту.т., резерв экономии ТЭР составил 1856,2 ту.т.
В соответствии с КоАП Республики Беларусь по статье 21.1 «Нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов» за вышеуказанный период 2025 года составлено 30 протоколов об административных правонарушениях, из них на юридические лица составлено 16 протоколов, 14 - на ответственных должностных лиц. Вступили в законную силу постановления судов Витебской области о наложении административного взыскания на сумму 5418,0 рублей.
По результатам проведенных мероприятий можно сделать вывод, что организациями проводится целенаправленная работа по подготовке к прохождению осенне-зимнего периода. В то же время выявлены отдельные нарушения требований законодательства.
Основные нарушения, выявленные при проведении проверок и мониторингов: отсутствие, либо неисправность систем автоматического регулирования и приборов учета тепловой энергии, отсутствие тепловой изоляции теплоиспользующего оборудования, завышение температуры обратной сетевой воды сверх утвержденного температурного графика, утечки теплоносителя, холодной и горячей воды, сжатого воздуха, отсутствие устройств принудительного запирания входных групп на объектах жилфонда, отсутствие навесов (крытых складов) для сушки и хранения твердого топлива, ненадлежащее хранение твердого топлива под воздействием атмосферных осадков при имеющемся свободном месте под навесом.
Кроме того, в межотопительный период 2025 года по обращениям бюджетных организаций в адрес управления проведено 7 обследований на предмет рационального использования энергоресурсов и разработке мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов. Выявленный при этом резерв экономии составил 425,1 т у.т.
По состоянию на 10 сентября 2025 года в Витебской области в органах госэнергогазнадзора зарегистрировано паспортов готовности к работе в ОЗП 2025/2026 года:
- потребителей - 2756 ед., или 85,1% от общего количества;
- теплоисточников - 1118 ед., или 86,3% от общего количества.
Также следует отметить, что энергоснабжающими организациями Витебской области проводится планомерная работа по замене и строительству тепловых сетей.
В настоящее время проведена замена 64,2 км тепловых сетей, а именно: РУП «Витебскэнерго» – 44,092 км, ГУ ЖКХ Витоблисполкома – 20,1 км. Работы на тепловых сетях проводятся со значительным превышением доведенных плановых показателей по их замене и строительству.
Организациями и структурными подразделениями Витоблисполкома обеспечено создание запасов топлива в следующих объемах: мазут топливный - 77,995 тыс. тонн (задание 74 тыс. тонн), дрова – 206,2 тыс. пл.куб.м (задание 152,8 пл.куб.м), щепа – 164,3 (задание 158,4), торфобрикет – 2,21 тыс. тонн (задание 2,08 тыс.тонн).
С целью упреждения неэффективного и нерационального использования топливно-энергетических ресурсов, управлением принимаются действенные меры по обеспечению выполнений поручений Главы государства по выстраиванию системы эффективного и качественного государственного контроля. С ответственными должностными лицами организаций проведена разъяснительная работа о порядке соблюдения требований законодательства, применения его положений на практике. Выданы требования на устранение выявленных нарушений, сроки устранения поставлены Управлением на контроль.
© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.











