Рядовые автобусных маршрутов

logo
Суббота, 30.10.2010 14:54 | Рубрика: Социум
04279
Любой современный город невозможно представить без переплетения множества транспортных путей, на которых всегда полно машин, и тех людей, чья деятельность непосредственно связана с автомобилями и дорогами. Эти работники и так заслуживают внимания и слов благодарности за свой зачастую нелегкий труд, а накануне профессионального праздника — Дня автомобилиста и дорожника — особенно.
Вот и бригадир водителей Владимир Легенький и бригадир кондукторов Светлана Назарук автобусного парка № 1 города Витебска обычно работают на разных маршрутах, но объединяет их большой опыт, мастерство и любовь к своему делу. Вместе с тем, как люди скромные они не считают, что в чем-то лучше других, и предпочитают называть себя рядовыми автобусных маршрутов.


Владимир Легенький (на снимке) отработал в автобусном парке № 1 более четверти века, а именно — с 1983 года. И, несмотря на то, что в среду у него был выходной,  вышел на свой «родной» 15-й маршрут.
В первую очередь, я поинтересовался, каков же при таком солидном стаже хотя бы приблизительный километраж у водителя. Посчитать оказалось не трудно: на городском маршруте в день выходит минимум 100 километров, в месяц — 2500, за год набегает около 30 тысяч километров. А уж за 27 лет речь идет почти о миллионе.
Кстати, Владимир Леонидович уже больше двадцати лет является бригадиром водителей, которые управляют автобусами на улицах нашего города. Эта выборная должность предполагает дополнительную ответственность и обязанности, в частности, необходимость следить за состоянием дороги на маршрутах бригады, работать с отделом эксплуатации по заявлениям и жалобам граждан, корректировать при надобности график движения автобусов...
Между прочим, обычно водители ездят по всем маршрутам поочередно. Но есть также негласное правило, что бригадир должен работать на «своих» маршрутах, чтобы знать обстановку (у В.Легенького это 3-й, 11-й и 15-й).
Готовится ли он как-то по-особенному к выходу на линию, поинтересовались у Владимира Леонидовича, ведь перевозить людей — дело ответственное. На что он сказал, что ездить по городу, конечно же, сложно, но тут дают о себе знать привычка и многолетний опыт: все уже отработано практически до автоматизма.
По словам водителя, теперь ему труднее управлять собственным автомобилем.  Он маленький, и никто его не жалует, все стараются подрезать. Все это из-за агрессивного стиля вождения, весьма распространенного в городе, и элементарного несоблюдения правил дорожного движения. А вот прицепной автобус МАЗ, на котором сейчас работает Владимир Легенький, — совсем иное дело. Это даже, можно сказать, сбывшаяся мечта детства — сесть за руль, причем именно большой машины.
В свое время ему довелось водить самые разные автобусы, но сегодняшний МАЗ не идет с ними ни в какое сравнение по уровню комфорта как для пассажиров, так и для водителя. Правда, кондиционера в кабине все-таки нет, только небольшой обогреватель.
— Так что же для вас автобус: всего лишь рабочий инструмент или что-то большее? — спрашиваю напоследок.
— Это как второй дом, — ответил Владимир Леонидович, — ведь на работе мы проводим много времени. Поэтому и стараемся создать в кабине что-то наподобие уюта — и линолеум постелить, и занавеску повесить, и украсить как-то. При этом у большинства водителей отношение к автобусу как к собственной машине. Я вот переживаю, когда что-нибудь ломается, и даже при необходимости могу сделать большую часть работы слесаря и электрика. По этой причине водителей автобусов вообще частенько привлекают к техобслуживанию.
Пожелав своему собеседнику успехов и всего доброго, узнал, что профессиональный праздник В.Легенький встретит за рулем (ничего не поделаешь, скользящий график). Да его, наверное, и нужно так отмечать настоящему автомобилисту.

Я встретился со Светланой Васильевной Назарук, став одним из пассажиров автобуса, следующего по маршруту №27. Пока ехали до конечной остановки — «Смоленский рынок», — под шум двигателя завязался разговор.
Оказалось, Светлана Назарук работает кондуктором в автобусном парке №1 с 1997 года, а бригадиром  — уже более 10 лет. Под ее началом сегодня трудятся около 70 человек. Причем бригада показывает стабильные результаты по сбору выручки. И если, как пояснили в плановом отделе предприятия, в основном кондукторы собирают от 98 до 100 процентов запланированной выручки, то у Светланы Васильевны этот показатель составляет 102 процента от среднесложившегося в автобусном парке.
Кроме того, бригадир больше всех остальных кондукторов выявляет поддельных проездных документов.
И хотя, по признанию Светланы Васильевны, текучка именно кондукторских кадров здесь довольно большая, что связано в том числе с графиком, со сложностями при необходимости добираться на рабочее место в первую смену, однако она уже так сильно прикипела к коллективу, что оставлять его ни в коем случае не собирается. Да и труд ее,  приносящий предприятию реальные деньги, важен не менее, чем водительский.
На первый взгляд кажется, что выполнение обязанностей кондуктора будто бы не требует особой квалификации. И, кстати говоря, перед тем, как самостоятельно выйти на линию, стажер работает с более опытным напарником всего 4 дня. И сама Светлана Назарук часто выступает наставником для новичков, придерживаясь тактики «крещения огнем», то есть сразу дает им в руки билеты и деньги.
Но выдержать целый день на ногах, которые, прежде всего, и «кормят» кондуктора, непросто. Плюс сказывается не всегда корректное отношение со стороны некоторых пассажиров, что выражается не только в брани или хамстве, но и в желании элементарно обмануть — например, скрыть настоящий возраст ребенка. Поэтому нужно быть не только профессионалом своего дела, но еще и психологом, уметь подойти к каждому человеку по-своему, разобраться в непростой ситуации. А это Светлана Васильевна действительно умеет: пока мы ехали, она исключительно доброжелательно обращалась к пассажирам, поясняла, если надо, где лучше выйти, чтобы пересесть на более удобный маршрут.
В общем, скучать здесь некогда: только и успевай погружаться в окружающую жизнь, а если еще и весь день прошел спокойно, в атмосфере вежливости и взаимоуважения, то его можно не кривя душой считать удачным.
Виталий ШИЕНОК. Фото Сергея НИКОНОРОВА.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений