Командировка по письму: Суражские страдания

logo
Пятница, 10.09.2010 11:28 | Рубрика: Социум
15931
Переправа: берег левый, берег правый
Для многих жителей городского поселка Сураж поэтическая строка  «Переправа, переправа: берег левый, берег правый» стала суровой правдой жизни. Так географически сложилось: Западная Двина делит на две половины Сураж. И те жители, которые проживают на правой стороне реки, чувствуют себя несколько оторванными от цивилизации. Для них свет в окошке — это паром.
Вот что от имени жителей правого берега пишет Лидия Веремеенко в письме, которое позвало нас в дорогу:
«Местная власть недостаточно обращает на правый берег внимания. У нас все запущено. Дороги плохие. После дождя сплошная грязь. Центральная улица Котченко не заасфальтирована. Когда проходят груженые лесом машины, стоит пыль столбом, невозможно даже белье вывесить. Транспорт мог с таким же успехом проезжать и по полю, где есть дорога. Да и подъезды к парому не выдерживают никакой критики. У самого берега бьют ключи, поэтому не подойти к парому, грязно и топко в любое время. Заборы просили поставить хотя бы по центральной улице — отказали, при этом собирали на благоустройство поселка в прошлом году по 7 тысяч рублей. Сдали, только до решения наших проблем дело не дошло. Редко вывозится мусор. Магазин у нас старенький, убогий, такой же и ассортимент. Весы с гирями, продавец считает на счетах — прошлый век. Когда обратились с коллективным письмом, под которым подписались 20 человек, к председателю исполкома А.Велитченко, он сказал, что мы неизвестно чего хотим».
И действительно, когда жители из Задвинья приезжают в магазины, расположенные на левом берегу, видят разницу: и ассортимент побогаче, и культура обслуживания выше. Вот и мы пообщались с суражанами. И где бы вы думали? Конечно, в магазине, куда с утра они спешили за необходимыми покупками — хлебом, сахаром, молоком, мороженым. Заведующая магазином №17 Витебского райпо Раиса Спиридонова обслуживала покупателей, но свои замечания высказала.
— Все бы неплохо, если бы не это деление на «правых» и «левых», — говорила она. — И мой муж ездит на пилораму, где работает, на пароме за Двину. Цех находится там, а лесхоз — в центре. Идеально было бы построить мост через реку, все-таки привязка к парому напрягает не только тех, кто живет на правом берегу, но и различные службы. Чтобы даже «скорую» вызвать, особенно в межсезонье, когда паром становится на прикол, необходимо круг делать в десятки километров. Пока река не замерзнет, на катере перевозят людей. И страшно, и опасно между льдинами лавировать. Но куда деваться?
— Представьте себе, так каждый день к нам добирается с правой стороны Ирочка Долгая, которая работает в библиотеке, — вступает в разговор Мария Маленкова. — С ребенком-школьником. И муж здесь работает, в лесничестве. Родителям, у которых есть дети, посещающие школу и садик, с переправой проблем хватает. Им хотя бы мостик пешеходный соорудить, если сложно мост построить.
Сельчане вспомнили и то время, когда через реку возводили с помощью военных понтонный мост. Но это тоже сезонная переправа. В середине 70-х по Двине ходил теплоход на воздушных подушках, можно было до Велижа добраться. Теперь о таком не мечтают, паром остается самой надежной связью между жителями двух берегов.
Мария Дмитриевна заметила, что суражане обладают большим богатством — имеют сказочную природу с девственными борами и лесами. Распорядиться бы такой красотой и богатством по-хозяйски, развивать экотуризм. Смотришь, больше молодежи оставалось бы на селе. В свое время местные жители собирали грибы и ягоды, которыми богаты здешние боры, и продавали предприимчивым россиянам, поджидающим сборщиков на выходе из леса, благо, граница рядом. Очень удобно, не надо было думать, как отвезти в Витебск на продажу дары леса.
В магазине «Суражский», где есть еще кафетерий, было людей поменьше. Агент Витебского райпо Людмила Конькова помогала продавцам торговой точки оформить уголок школьника. Среди покупателей этого магазина — более 200 учеников из поселка и окрестных деревень, всех нужно обеспечить не только школьной формой, но и различными принадлежностями.
Эй, паромщик!
В хорошую погоду разделенные рекой суражане могут общаться, стоя на берегу, пока пристанет к причалу паром — река неширокая и неглубокая. Ближе к тому месту, где она сливается с Касплей, как рассказывали сельчане, Двина мелкая, ее можно даже вброд перейти. Но никто не рискует, река бывает коварной, течение сильное. Близко, рукой подать, а, поди ж ты, переберись без парома на тот берег! Круг  нужно делать в 80 километров.
С утра пораньше Валентина Павлова наводила красоту возле своего дома. Он за версту виден. Весь красками расцвечен: словно сказочная природа на стены дома перебралась — красивейшее озеро, камыши, лебеди. Напротив дома, несмотря на то, что по бойкой дороге туда-сюда техника ездит, хозяйка беседку поставила, цветов на альпийских горках насажала. Красота! Так и стояла бы, любовалась и домом, и пейзажем с видом на Двину.
— Вы думаете, только на той стороне суражане сталкиваются с проблемами? — рассуждала Валентина, с которой мы разговорились, коротая время в ожидании парома. — И здесь такие же. Вот, посмотрите, чуть дальше от дома все заросло бурьяном, а контейнер не освобождается от мусора неделями. Сама работала в ЖКХ, знаю, как решать такие вопросы. Объясняют нам, что трактор сломался. И что, теперь мусором зарастать? А разве много в поселке цветов? Только на территории ЖКХ их достаточно. Хотят населению платные услуги оказывать по обустройству альпийских горок. Думаю так: если кто-то захочет, и сам сделает. Что касается меня, то могу опытом поделиться.
Тем временем паром, груженый большой техникой с пиломатериалами и лесом, автомобилями и людьми, причаливает к левому берегу.
— А я сегодня, несмотря на то, что день рождения, собрался в библиотеку, — замечает правобережный житель Владимир Парфиненко. — Заодно встречу жену с внуком, которые должны приехать из Витебска, чтобы потом снова на пароме домой добраться. Привыкли мы уже к такому темпу жизни, к переправе, без которой никак.
А Виталий Зыкин на своем автомобиле, наоборот, стремился на правый берег, чтобы опилок с пилорамы привезти для личных нужд.
Паромщики Алексей Коптелов и его напарник Владимир Серебряков впустую, как они сказали, паром не гоняют: всегда есть кого и что перевозить. Вместимость его 60 тонн. Сами живут на левом берегу, хотя с пониманием относятся к проблемам жителей правого берега. Приходится им в межсезонье на катере переправляться. Когда реку скует мороз, все грузоперевозки и переходы с одного на другой берег осуществляются по льду, даже лес возят.
А на той стороне…
— Я сама бывшая жительница правого берега, — сказала при встрече управделами Суражского поселкового исполкома Татьяна Степанова. — Все детство прошло под знаком переправы. И ничего. Тогда и лен заготавливали и переправляли на левый берег, траву косили и снова переправляли. Сейчас меньше грузов и людей, но проблема острее. Конечно, жители правого берега правильно ставят вопросы. Они хотят получать те же услуги, что и остальные суражане, жить не хуже, чем в центре. Это понятно.
— Я бы с удовольствием асфальт проложил по улице Котченко, — говорит председатель Суражского поселкового исполкома Александр Велитченко. — Но финансы не позволяют это сделать. Дороги находятся на обслуживании у Суражского участка ЖКХ «УП «Витрайкомхоз». И старый магазин, находящийся на балансе Витебского райпо, пора сносить и взамен его поставить хотя бы роллет, где бы можно было приобрести самое необходимое. Тоже с такой просьбой обращались в райпо. Тех денег, а это 2,5 миллиона рублей, которые на этот год имелись на благоустройство, явно не хватит на возведение забора даже на одной улице. Покрасить бы имеющиеся.
— А сколько жителей проживает на том берегу и чем они занимаются? Как решается вопрос со школьниками в межсезонье? — интересуюсь у Александра Михайловича.
— За Двиной проживают 99 человек, из них 46 трудоспособных, 45 пенсионеров, среди которых три инвалида, восемь детей (четыре школьника, три ребенка посещают детский садик, одному малышу нет и года). Двенадцать работают в деревообрабатывающем цеху и Суражском лесхозе, два — социальными работниками там же, в почтовом отделении и в ЖКХ — по одному, четыре — на сельскохозяйственном предприятии «Тарасенки — Курино». Вот такой социальный расклад. Что касается межсезонья, которое длится чуть больше недели, то школьники временно посещают Запольскую среднюю школу.
Если есть среди сельчан хоть один ребенок — это гарантия того, что есть и  будущее у задвинцев, как у всех жителей поселка. Сураж включен в программу развития малых городов, а также относится к числу 40 приграничных населенных пунктов, где должна активно развиваться инфраструктура. А значит, дождутся суражане того времени, когда к ним поедут на экскурсии и отдых не только белорусы, но и заграничные экотуристы, а сами они будут иметь реальную отдачу от той божественной красоты, в окружении которой живут.
Елена БАШУН. Фото автора.

© Авторское право «Витьбичи». Гиперссылка на источник обязательна.

Оставить комментарий
Текст сообщения*
Обновить Защита от автоматических сообщений
 
Комментарии (1)
0
Гость
фото 1-е хорошее
Ответить